На Западе эти данные соотнесли с послевоенным “советским экономическим чудом” и пришли к выводу, что между экономикой и чтением все-таки есть связь.
В принципе, эту связь показали Германия и США еще в конце XIX – начале XX веков. В 1913 году, на пике экономического роста, в Германии было напечатано 35 тысяч изданий со средним тиражом в 5–8 тысяч экземпляров. Печатали справочники, учебники, трактаты по философии, научные работы. И, конечно, художественную литературу.
В Соединенных Штатах общие тиражи были меньше. Но чуть ли не половина издательств специализировалась на выпуске дешевых книг – серий романов в тонких обложках ценой от 5 до 10 центов. Каждая такая серия включала в себя до 1 000 выпусков. Причем 90 процентов авторов были местными. Такие серии давали хороший доход и выполняли важную идеологическую задачу: вырабатывали определенный стереотип “стопроцентного американца”.
Этот опыт и использовали в СССР. И пытались создать нового советского человека. Тиражи книг в 50–100 тысяч экземпляров стали нормой, а тиражи тонких детских книжек достигали миллионов экземпляров. В 1988 году в СССР напечатали в общей совокупности 1 миллиард 150 миллионов книг художественной направленности.
Большей частью у нас тоже выпускали дешевые серии. Главной целью было донести знания и идеологию. Остальное – вторично.
Одно из моих сильных детских впечатлений от аула: в домах моих дядек не было книг. Даже мои братья и сестры – все школьники – прятали книги и тетради на лето с глаз долой. Только в одном доме, где жил местный учитель истории, был стеллаж, заваленный литературой. Но эти родственники жили немного в стороне, поэтому там я появлялся нерегулярно.
Когда нечем было заняться, спасали газеты и журналы: “Советский спорт”, “За рулем”, “Крестьянка”. Подобную периодику заставляли выписывать. Люди сопротивлялись, но подписку оформляли. В туалете тоже надо было газетку положить.
В это же время главной ценностью в городских домах были как раз книги. Особым шиком было собрать книги одной серии. Их особо не читали, но они хотя бы стояли на видном месте, всегда можно было взять в руки, полистать. Заинтересовался – попросишь на неделю.
Сегодня у меня регулярно возникает чувство дежавю: из домов исчезает литература. Казахстанцы перестали читать.
Зачем сейчас книги, если всё есть в Интернете или в электронном виде. Но, если хочешь нормально понять тему, лучше взять живой учебник, чем скачать его из Сети. Да хотя бы ради зрения: телефон сажает глаза, бумага – нет.
Сегодня жители Казахстана тратят на чтение литературы полчаса времени в неделю. Книга и знания перестали быть ценностью. Люди перестают думать и опираться на свои знания. Это означает деградацию общества. При грамотной подаче нам можно вложить в голову любую правдоподобную чепуху. Это особенно ярко стало видно во время карантина. Люди стали чаще выходить в социальные сети и больше публиковать свои наблюдения. Человек смертен, а книги – вечны, или Почему нам нужно сохранить библиотеки
Самые бредовые идеи, конечно, были связаны с инфекцией: сети 5G распространяют коронавирус, заразу распыляют самолетами, вирус напрямую заливают в городской водопровод. И самое интересное – в это верят. Более того, минздрав, МВД, министерство информации регулярно говорят – это всё фейки! Но слухи все равно расползаются. Что означает: наше общество подвержено чужому влиянию и может управляться извне. А это уже проблема национальной безопасности.
Почему так происходит? Одна из причин: в Казахстане нет действующей национальной программы по повышению уровня чтения книг. В начале этого десятилетия была запущена государственная программа “Читающий Казахстан”. Но, судя по результатам, ситуация стала еще хуже, чем была при ее старте.
Из всей литературы, что печатают в нашей стране, девять из десяти книг – это учебники.
Кстати, не самого лучшего качества. Средний тираж – 1 000 экземпляров. То есть любая книга, выпущенная в стране, еще до того, как попасть в магазин, становится библиографической редкостью.
С другой стороны, а что нам читать? Согласно программе, доля продукции издательств России на казахстанском книжном рынке составляет от 65 до 90 процентов, местных издательств – от 10 до 35 процентов. По художественной литературе российские издательства представляют до 90 процентов книг.
Чтобы понять, что происходит с литературой в стране, достаточно взглянуть на список авторов, получающих премию Первого Президента по культуре.
В 2019 году стипендию по литературе получили 29 человек. Средний возраст стипендиата – 76 лет. 27 человек старше 60 лет. Извините, но это уже пенсионеры, которые не всегда могут найти путь к сердцу молодежи.
Младше только 2 человека. Это Ануарбек Бимағамбет (40 лет) и Олжас Касымов (31 год). Оба поэты. И всё. Такое чувство, что завтра слово покинет Казахстан вместе с нашими заслуженными литераторами. А вместе с ним уйдет и экономика.