Ирина Смирнова: для детей из неблагополучных семей школа была отдушиной - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ирина Смирнова: для детей из неблагополучных семей школа была отдушиной

Ирина Смирнова: для детей из неблагополучных семей школа была отдушиной

За разговорами о том, что опаснее для школьников – коронавирус или дистанционка, прошла последняя четверть прошлого учебного года, первая четверть этого.

  • 6 Ноября 2020
  • 2684
Фото - Caravan.kz

После осенних каникул большинство детей снова вернется к экранам компьютеров и планшетов. И, как уверена депутат от фракции “Народные коммунисты” Ирина СМИРНОВА, если не требовать отмены дистанционки, в школы дети придут только через три года.

Где одна четверть, там и три года?

– Ирина Владимировна, вы тему дистанционного обучения поднимаете достаточно часто. Почему?

– Я считаю, что дети – это наше будущее, причем не только мое или ваше, а будущее страны в целом. И если мы не дадим им качественное образование, то и будущее нас ждет соответствующее.

Мы все слышали, как Президент 1 сентября в своем Послании сказал о том, что нужно стремиться к тому, чтобы дети учились традиционно. Министр образования и науки потом говорил, что он бы хотел, чтобы при первой возможности они возвращались в школу. В ответе на наш запрос премьер-министр Аскар Мамин подчеркнул, что дети вернутся в школы при первой возможности. И, согласно распоряжению министра образования и науки, со второй четверти кроме учеников начальной школы в дежурных классах смогут учиться пятиклассники. А также разрешили очное обучение всем школам до 180 человек. Под эту категорию попали многие малокомплектные сельские и частные городские школы. Но, конечно, при этом большинство детей всё еще находятся на дистанционном обучении. И это очень плохо.

Если мы ничего не изменим, то нынешние дети, когда станут взрослыми, не смогут критически мыслить, не смогут грамотно отстаивать свои интересы и интересы страны.

– Всё это было очевидно по итогам последней четверти прошлого года, к сентябрю, как уверял минобр, они провели работу над ошибками. Я, как родитель, могу сказать, что стало заметно лучше. Но вас, судя по всему, преобразования не удовлетворили?

– Вас прямо полностью всё устраивает?

– Нет. Меня многое не устраивает, но я готова потерпеть несколько месяцев…

– Вот в этом и подвох! Многие родители думают, что это все ненадолго: месяц, максимум – до Нового года. Но посмотрите планы ВОЗ – они планируют бороться с коронавирусом еще минимум 3 года! Представьте теперь, что и дистанционное обучение продлится столько же?

И в этом контексте я считаю, что дистанционное обучение для большинства детей неприемлемо! Есть небольшая категория, которая может воспринимать информацию через видео- или аудиообщение с учителем. Есть даже те, для которых такое обучение предпочтительнее. Это, к примеру, некоторые ребята с расстройствами аутистического спектра, но это совсем малая часть учеников.

Но есть при этом и те дети, которые не воспринимают таким образом информацию совершенно, им нужен только личный контакт с учителем.

Для большинства же дистанционное образование даст лишь поверхностные и фрагментарные знания по большинству предметов. Кто-то наверстает эти пробелы с помощью репетиторов и гувернеров, а остальным что делать?

Вон, уже появились объявления от готовых написать СОРы и СОЧи за небольшую плату.

Я хотела пообщаться с одним таким “предпринимателем” – не смогла дозвониться, всё время занято. То есть имеются вопросы и по оценкам, которые выставляются на дистанционке.

Без еды, но с компьютером

– При этом, что бы ни говорил минобр, мы понимаем, что далеко не все предметы можно провести дистанционно. К примеру, физическая культура. Точнее, в расписании урок стоит, учитель, может, что-то и показывает, но дети в лучшем случае смотрят, а в худшем – пропускают эти уроки. 

В нормальной жизни физкультура в первой четверти проходит на улице, таким образом даже те дети, которые всё лето просидели дома, получают порцию кислорода, закаляются. А сейчас, по сути, мы не просто перенесли обучение домой, мы практически лишили подрастающее поколение свежего воздуха. Я знаю, что многим родителям приходится уходить на работу, закрывая в квартире детей 8–9 лет. Никто не следит за режимом дня ребенка, его питанием. И все это в итоге явно не будет способствовать тому, что у него будет хороший иммунитет сейчас и крепкое здоровье в будущем.

Но важнее всего то, что дети лишились самого важного – общения.

В школе ребенок не только учится писать и считать, ему приходится общаться со сверстниками и детьми разных возрастов, со взрослыми различных полов. Если же ребенок находится дома и общается только с родителями, этого важного навыка он может и не усвоить.

И когда вся нынешняя ситуация выправится и этот ребенок столкнется с необходимостью взаимодействия с кем-то, кроме домочадцев, насколько легко он справится с этой задачей? Возможно, за период карантина кто-то, получая только похвалу от родителей, будет шокирован тем, что в мире есть кто-то умнее и талантливее, чем он. Или же после гуманного и уважительного общения дома столкнется с грубостью и агрессией общества, к которым тоже окажется не готов. "Не надо школьников стричь под одну гребенку, нужно пересмотреть стандарты обучения в карантинный период" — депутат Ирина Смирнова

А что будет с детьми из так называемых неблагополучных семей? В каждой школе примерно 10–15 процентов детей получали помощь в виде горячего питания, одежды и обуви, организации отдыха. Также их привлекали к участию в школьных кружках.

То есть ребенок, который дома лишен нормального образа жизни, именно в школе мог заниматься физкультурой, правильно питаться и развивать свои таланты.

Что сейчас с этими детьми?

– Хороший, кстати, вопрос…

– Только ответа на него нет. Да, мы знаем, что министерство образования, акиматы обеспечили этих детей компьютерами на период дистанционного обучения.

Но, во-первых, мы же, наверное, все слышали о качестве этих компьютеров – что они зависают, плохо грузятся и вообще морально устарели. И, думаю, с тем, почему кое-где эти компьютеры были закуплены в 2 раза дороже, чем на рынке, еще предстоит разобраться правоохранительным органам.

А, во-вторых, компьютер – это не гарант образования. Как эти дети учатся? Учатся ли вообще? К примеру, недавно ко мне обратились несколько мам из Костанайской области. Чтобы подключиться к урокам, им в начале месяца надо оплатить тариф – примерно 4 000 тенге с семьи. А весь доход, как рассказали женщины, – АСП, которое поступит через неделю. То есть, понимаете, о чем люди думают? Они готовы из этих жалких крох выделить деньги на учебу, но и их же еще нет!

А как у детей села с питанием? Может, им есть нечего? Может, у них дома угля нет? Как в таких условиях учиться?

Думаю, что акиматы должны были продумать этот вопрос заранее: может, таким семьям стоило выделить за счет фонда всеобуча ваучеры на покупку угля и продуктов?

Но, конечно же, в идеале этих детей надо сажать за парты в первую очередь. Потому что школа для них – это не просто место получения знаний, для них это место отдыха от семейных неурядиц.

Дети или минздрав?

– Почему же, на ваш взгляд, большинство школ закрыты до сих пор? Ведь даже ВОЗ рекомендует традиционное образование, несмотря на пандемию?

– Я очень хочу понять логику нашего правительства. Почему, к примеру, в Великобритании премьер-министр сам ходил по домам лондонцев и уговаривал родителей отдавать детей в школы, несмотря на то, что страна в “красной зоне” по коронавирусу, а у нас – запрещено. В Китае, как только закончилась история с Уханем, дети начали учиться. В Германии закрываются рестораны, спортивные комплексы, но школы, как пообещала Ангела Меркель, не будут закрывать до последнего. Неужели они своих детей любят меньше, чем мы своих?

При этом есть исследования, которые говорят о том, что дети болеют в легкой форме, и даже если заражение коронавирусом происходит от ребенка, то и у взрослого болезнь протекает легко.

Впрочем, мне кажется, уже все поняли, что коронавирус – это не чума и не холера, достаточно обрабатывать руки антисептиком, носить маски – и риск заражения снижается многократно.

Более того, многие казахстанские школы оснащены не только санитайзерами, но и защитными пластиковыми экранами между парт, кварцевыми лампами и так далее. Куплено всё это, кстати, на деньги налогоплательщиков. Для чего, если это всё не используется?

Я думаю, что при первой же возможности, в момент любого плато по заболеванию, детей надо сажать за парты! Ведь, согласно данным ООН, дистанционка в конце прошлого года, если тот пробел не будет восполнен дополнительным образованием, снизила будущие доходы нынешних школьников на 10 процентов. Так что это те, кто, прикрываясь пандемией, не хочет очного обучения, не любит детей! Я же хочу, чтобы они выросли в здоровых и успешных взрослых.

И мне совершенно непонятны действия нашего минздрава, который с энтузиазмом подхватывает любые идеи ВОЗ об ограничениях, но упорно игнорирует рекомендации о послаблении.

Мне кажется, что для них главное – собственное спокойствие. Мол, вдруг разрешат, а в какой-то школе начнется вспышка, и врачи останутся крайними. Но нельзя вечно всё запрещать. В противном случае мы, может, и убережемся от коронавируса, но погибнем от голода.

НУР-СУЛТАН