Новая жизнь и старые тайны святыни: история реконструкции легендарного казахстанского собора - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Новая жизнь и старые тайны святыни: история реконструкции легендарного казахстанского собора

Новая жизнь и старые тайны святыни: история реконструкции легендарного казахстанского собора

Три года продолжалась реставрация Вознесенского кафедрального собора в Алматы. Проделан титанический труд, чтобы заменить испорченные временем деревянные несущие конструкции, системы вентиляции и пожаротушения…

  • 28 Октября 2020
  • 656
Фото - Caravan.kz

О том, что сделано, с какими трудностями столкнулись мастера, рассказывает документальный фильм “Храм на склонах Алатау”.

Тридцатиминутную картину представили в митрополии Казахстанского митрополичьего округа. Над ним трудилась команда телестудии Митрополичьего округа “Семиречье” под руководством Виктории ПОСАДНЕВОЙ.

– Завершение полномасштабной научной реставрации собора осуществлялось всем миром, на народные пожертвования и средства благотворителей, – рассказал перед презентацией фильма митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. – Обновленная общеказахстанская святыня – мировой шедевр деревянного зодчества, предстала во всей красе и величии, вновь открыла свои двери для жителей и гостей Алматы. Вторым рождением назвал осуществленный проект Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Реставрация собора включала весь спектр наружных и внутренних работ, в том числе – роспись стен, благоустройство территории, ремонт имеющейся утвари и приобретение новых предметов, необходимых для совершения богослужения.

Все работы, без учета настенной росписи, обошлись в два с “хвостиком” миллиарда тенге.

Разобрать – невозможно, поднимать – опасно

А что было самым сложным?

– Задача стояла – не только воссоздать, отреставрировать храм, но и наполнить его самыми современными технологиями, сделать систему кондиционирования, вентиляции, отопления. При этом ни одна труба не должна была испортить интерьер, – рассказывает протоиерей, ключарь Вознесенского собора Александр СУВОРОВ. – В храме вы можете увидеть декоративные изразцовые печи, выполненные в технике “гжель”. Это полностью ручная работа, создана под стиль начала XX века. В качестве вытяжки использованы каналы для прежних дымоходов, однако теперь они уже сделаны из современных материалов. Полностью восстановлена система воздушного отопления, осушения воздуха. То, что не видно посетителям, – каналы, которые находятся под каменным полом, важные инженерные вещи. В них установлены датчики, контролирующие влажность. Эти каналы, по сути, – сердце собора. Пока дерево в них сохраняется в надлежащем состоянии, храм будет стоять.

Очень трудоемкой выдалась замена элементов несущей деревянной колонны – за 110 лет существования храма дерево оказалось изношено. Нагрузка на колонну составляла не менее 80 тонн. Разобрать ее было невозможно, а поднимать – опасно.

– Мы столкнулись с тем, что на двухмиллионный город Алматы нет специалистов по деревянным зданиям, – продолжает Александр Суворов. – Поэтому задействовали зарубежных. Берлинский профессор Йенц КИКЛЕР привез из Германии особо прочные титановые стержни. В России заказывали высушенную лиственницу, которая лучше ели. Работа была выполнена в течение 2 суток, но подготовка к замене изношенных элементов шла целых 2 месяца!

Только из этого эпизода, по словам протоиерея, можно снять целый фильм в стиле “National Geographic”!

В поисках золотой середины

Каждую часть работ можно назвать уникальной. К примеру, перед тем, как сделать покрытие пластин куполов, реставраторы даже обращались в компанию “Боинг” за консультацией – можно ли наклеить на поверхность авиационный оракал (пленка для нанесения логотипов на воздушное судно)? В итоге приняли решение сделать оцинковку и покрыть ее порошковой краской по специальной технологии. Орнамент наносился автомобильной краской, поверх которой – бесцветный лак. Сложно, дорого, но эффект того стоил, говорит Александр Суворов.

Роспись стен внутри храма выполняли мастера из российского города Палеха под руководством члена Союза художников РФ Владимира КУРИЛОВА в неорусском стиле.

– Первая задача росписи любого храма – она должна быть неразрывно связана с его архитектурой, что сейчас мало где учитывают, – говорит Владимир Константинович. – Вопросов не было, какой стиль выбрать. Сложность была в том, что сохранились потолки, расписанные еще инженером Андреем Зенковым, – простые, лаконичные. Орнамент в основном состоял из треугольников и кружков. Это стиль модерн. Мы не могли уйти в барокко, не хотелось скатываться и до академического стиля… Было трудно найти золотую середину. Я поставил задачу: на стенах не должно быть хрестоматийных композиций. Потому что они во всех храмах повторяются. Мы не меняли канон, а изменили композицию.

Предпочтение отдано спокойным тонам. На западной стене храма по благословению митрополита разместили образы новомучеников, исповедников казахстанской земли на фоне пейзажей Алматы и гор.

А был ли тайный ход под собором?

Конечно, этот момент интересовал всех журналистов!

– Для меня вопрос тоже был очень важным, интересным, – сказал Александр Суворов. – Я встречался с разными людьми, многие уже покойные. Они мне рассказывали изумительные истории, как они шли по этим ходам… Но когда мы нашли для съемок фильма архитектора Абена ИТЕНОВА, я его подробно расспросил про реставрацию 1972–76 годов. Он ничего о подземном ходе не знает. Вскрыли все полы, и даже то место, которое указывалось одним из “очевидцев”. К сожалению, я увидел, что там царский цемент, и он не вскрывался (он отличается от советского большим процентом крупной известковой фракции). Во время создания ландшафтного дизайна вокруг храма менялись инженерные сети, но никаких выходов из храма не нашли. Вынужден признать: это – замечательная городская легенда!

Да, в этом году отмечается 25-летие возвращения главного храма южной столицы Русской православной церкви. Однако в связи с карантином все запланированные официальные мероприятия перенесли. Освящение обновленного собора предполагается провести 1 ноября.

АЛМАТЫ