Шокирующая весть об уничтожении 722 коров, завезенных в сентябре прошлого года из Австрии в два североказахстанских хозяйства, а также рожденных ими 200 телят стала главной темой последних дней.
Суд будет. И будет в Казахстане
В конце прошлой недели было объявлено, что импортные коровы были заражены вирусом Шмаленберга. А поскольку болезнь пока мало изучена, то животных решили немедленно ликвидировать.
Буквально на следующий день после сообщения об этом посольство Австрии в Казахстане опровергло заявление о том, что агробезопасность Казахстана каким-либо образом пострадала в результате импорта австрийского скота. Объясняя это тем, что в самой Австрии не было зафиксировано случаев заболевания животных вирусом Шмаленберга, и уж тем более в период экспорта коров в Казахстан.
Однако казахстанские ветеринары говорят, что у них есть иные доказательства – в виде стенограммы переговоров, которые были проведены совместно с Россией и Австрией. Из которой следует, что ветслужба Австрии своевременно не уведомила казахстанскую сторону о наличии вируса Шмаленберга в экспортируемых коровах.
Между тем в минувший вторник, 12 февраля, в кулуарах правительства министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ заявил, что в ближайшее время австрийской стороне будут предъявлены юридические претензии с тем, чтобы ущерб североказахстанским фермерам был возмещен за счет поставщика больного скота.
– Я не могу комментировать, почему они опровергают наши заявления. Ведь у нас есть ветеринарные сертификаты, есть печати. Если будет суд, то он состоится в Казахстане, поскольку в самом контракте на поставки скота прописано, что любые разбирательства должны рассматриваться в казахстанском суде. Суд будет наш, и никакого ущерба казахстанская сторона не понесет, – заявил глава Минсельхоза.
Из двух зол – меньшее
Возмещение ущерба – важный вопрос. Ведь, как ранее заявляли в Комитете ветеринарного контроля и надзора, вирус Шмаленберга не входит в минсельхозовский перечень особо опасных болезней, а значит, фермерские хозяйства не вправе рассчитывать на получение компенсации от государства.
– Уничтожение скота – это единственный выход из этой ситуации! У нас за плечами многомиллионное поголовье, которое может быть подвержено риску заболевания. Поэтому из двух зол мы выбираем наименьшее, – пояснил Асылжан Мамытбеков.
При этом глава Минсельхоза не исключает вероятности распространения и заражения вирусом Шмаленберга среди местных коров даже после уничтожения австрийских буренок:
– Гипотетически вероятность не исключается. В то же время приняты все необходимые меры в ходе карантина. Погода благоволит, при таком температурном режиме эта болезнь не распространяется. Поэтому нам надо принять меры до потепления.
Справка
Шмаленберг – вирусная инфекция, впервые была зарегистрирована в Германии в августе 2011 года у крупного рогатого скота, и название получила по имени небольшого городка, где была обнаружена.
В пораженных стадах заболеваемость достигает 20–70 процентов в течение нескольких недель. Вирус может переноситься кровососущими насекомыми, однако все способы его передачи точно не определены. К заболеванию восприимчивы коровы, овцы и козы независимо от возраста. Вирус может поражать и плод во время беременности, вызывая врожденные пороки развития телят и ягнят.
Опасность вируса Шмаленберга для человека была исключена на основании результатов исследований (по сообщению сайта SocialVet.ru).
На сегодняшний день отмечается тенденция распространения инфекции в странах Западной Европы.
Астана