Если бы чиновники платили за свои нарушения из собственного кармана, жить бы стало проще - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Если бы чиновники платили за свои нарушения из собственного кармана, жить бы стало проще

Если бы чиновники платили за свои нарушения из собственного кармана, жить бы стало проще

“Виноват мораторий”, – так объяснил свои действия на заседании совета по этике руководитель отдела архитектуры и градостроительства Костаная Ерлан КАЗИЕВ, ставший одним из “зачинщиков” скандала с налогом на рекламу.

  • 15 Октября 2020
  • 381
Фото - Caravan.kz

Дисциплинарное дело на руководителя отдела возникло после скандала с незаконным начислением налога за рекламу по 1 251 объекту в Костанае. “КАРАВАН” писал о нем в № 37 (670) от 25 сентября и в № 39(671) от 9 октября. Его причина – нарушение отделом архитектуры Закона “О рекламе”, а следствие – потеря денег и нервов бизнесменами.

В ходе разбирательств выявили многочисленные нарушения. Госслужащие не уведомляли предпринимателей о нарушениях и необходимости их устранения, как того требует закон. Не было у предпринимателей и возможности обжаловать уведомление или снять рекламу. Просто в один момент всех наказали непомерными выплатами, да еще и с пеней.

Стоит отметить, что до совета по этике в акимате Костаная состоялось заседание дисциплинарной комиссии. Его итог – аким города Кайрат АХМЕТОВ объявил строгий выговор Ерлану Казиеву за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. В свою очередь, совет по этике должен был решить, соразмерно ли наказание.

– Мы получили предписание ревизионной комиссии и направили сведения в управление госдоходов, – пояснил членам совета по этике областного департамента Агентства РК по делам госслужбы Ерлан Казиев. – Живые проверки не проводились, потому что действует мораторий, оперировали фотографиями. Сейчас данные, предоставленные управлению государственных доходов нашим отделом, отозваны. По заявлениям предпринимателей налоговики уже начали возвращать перечисленные суммы.

– Из-за долгов, которые были предъявлены предпринимателям, у некоторых были арестованы счета, люди не могли оплатить коммунальные и другие расходы, – отметила член совета по этике Динара УТЕБАЕВА. – За эти издержки предусмотрена компенсация? Кто будет возмещать?

На этот вопрос руководитель отдела четкого ответа не дал. Но кто-то из членов совета сказал, что пострадавшие могут потребовать возмещения ущерба через суд.

Стоит отметить, что во время обсуждения мнения членов совета разделились.

– Считаю, что аким Костаная излишне жестко наказал Казиева, высказал мнение Кадыргали Джаманбалин. – Он был назначен на должность только в январе 2020 года. И думаю, не стоит отбивать у специалиста желание работать.

– Почему предприниматели лучше знают закон, чем госорган? – спросила Динара Утебаева. – Вы на пустом месте создали проблему для государства, если массово пойдут иски в суд, то придется платить компенсации.

В итоге после дискуссий совет по этике не только оставил в силе строгий выговор, но и добавил наказание по Этическому кодексу. С формулировкой “за непрозрачность принятия решений и действия, вызвавшие массовую критику в обществе”. Суть наказания – в том, что в течение полугода Казиев не имеет права переходить на другую работу и с него не может быть досрочно снят строгий выговор. Но в то же время решения совета по этике носят рекомендательный характер.

Также было предложено унифицировать определения того, что является рекламой, а что нет.

Даже рекомендовали создать справочные шаблоны, которые должны иметь изготовители рекламной продукции, чтобы пришедший к ним бизнесмен сразу понимал, какие данные на баннере или стойке будут считаться вывеской, а что – уже рекламой.

– Сейчас создается рабочая группа, в нее войдут эксперты палаты предпринимателей, представители рекламного бизнеса, – добавил руководитель отдела архитектуры. – На площадке НПП будут проводить консультации, а также давать разъяснения через инициативную группу предпринимателей.

Остается непонятным один факт, почему Закон “О рекламе” был принят еще в 2003 году, налог на рекламу ввели с 2019 года, а разъяснением их норм занялись только сейчас, когда разгорелся скандал? Действовали по принципу “Лучше поздно, чем никогда”? Но предприниматели, получившие уведомления с огромными штрафами, уже и сами изучили данный закон вдоль и поперек. Наверное, стоит этим же заняться и специалистам госорганов, курирующих этот вопрос?

КОСТАНАЙ