Конструктор “Изумрудного города” - Караван
  • $ 522.42
  • 543.89
-19 °C
Алматы
2025 Год
24 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Конструктор “Изумрудного города”

Конструктор “Изумрудного города”

В Усть-Каменогорске на голом энтузиазме создают музей писателя-земляка Александра Волкова. Паренек, родившийся в бедной семье крестьян-староверов, вырос в талантливого просветителя, доброго сказочника. Это именно он – автор легендарного детского бестселлера “Волшебник Изумрудного города”.

  • 8 Февраля 2013
  • 4319
Фото - Caravan.kz

В Усть-Каменогорске Александр Волков долгое время был известен разве что специалистам. Местная детвора зачитывалась “Волшебником Изумрудного города”, но мало кто слышал, что автор любимой сказки – их земляк. Вырос в Восточном Казахстане. Получил здесь образование, сделавшее его энциклопедистом. Заболел писательством…

Из старообрядцев

Своей судьбой Александр Мелентьевич обязан отцу – жителю алтайского старообрядческого села Секисовка. Мелентий Волков истово мечтал вырвать своих детей из деревенской неграмотности, дать образование. Ради этого он, старший сын в большой кержацкой семье, осмелился на неслыханную дерзость – ушел в город вопреки воле отца.

– На склоне лет в мемуарах “Невозвратное” писатель вспоминал: жалованье отца – фельд­фебеля отдельного Западно-Сибирского батальона – было мизерным, около 10 рублей в месяц, – рассказала директор общественного фонда “Изумрудный город”, создатель музея Татьяна КАРПОВИЧ. – Несмотря на это, семья выписывала журнал “Вокруг света”, к которому приложением шли сочинения Майн Рида. Саша научился читать в три с небольшим года! Вечерами при свете керосинки мама шила солдатские рубахи, за которые получала по 8 копеек. А он под стук машинки читал вслух приключенческие книжки.

Через всю жизнь Волков пронес почтение к трудолюбию старообрядцев. Советские литературные критики обвиняли писателя в симпатии к священникам. Сам же Волков откровенно говорил: “Любил, да и теперь люблю текст из псалмов… Какая поэзия!”. Возможно, именно уроки закона Божьего с его библейской историей заронили в мальчугане интерес к героям прошлого.

Отдушина для любознательного

В восемь лет Саша поступил в городское трехклассное училище. На каждый класс – по два года учебы. Мальчик был талантлив во всем – в математике, истории, языках. В мемуарах есть любопытный пример. Учитель математики спросил у класса, сколько задач каждый решил во время зимних каникул, Александр отрапортовал: 150! И предъявил исписанную формулами тетрадь в 200 страниц!

В экспозиции есть старинная семейная фотография Волковых, – отмечает Татьяна Карпович. – На ней Саше лет 6–7, он рядом с родителями и держит в руке книгу. Такое впечатление, что ребенок просто не выпускал книгу из рук. В 13 лет, когда для дальнейшей учебы в институте он был еще мал, Саша брал заказы на переплет старых томов. И таким образом перечитал море литературы – от Толстого и Дюма до медицинских учебников и поваренных книг. Это была отдушина для его любознательности.

Как сжатая пружина

Среди экспонатов есть еще фотодокумент. На снимке – молодой Волков с другом, оба в шинелях до пят, лохматых папахах. Такой в те годы была зимняя форма учителей. У Александра Мелентьевича она появилась в 1910 году после окончания Томского педагогического института. По воспоминаниям самого писателя, три года в сибирской Колывани он вел подряд все предметы. Таким же универсалом ему пришлось быть и в родном Усть-Каменогорске. Вот что рассказал о своем первом учителе известный профессор, доктор биологических наук Николай ТЮМЕНЦЕВ:

Появился новый учитель-математик, и… голова закружилась. Заслушаешься! Новый учитель организовал воскресные чтения для горожан. Рассказывал о Дарвине, Тимирязеве. Может быть, тогда и зародилась моя любовь к природе.

Дореволюционные годы стали для Александра Мелентьевича вроде сжатой пружины. Он вел в училище 7–8 дисциплин, давал частные уроки, преподавал латынь в женской гимназии, руководил городским училищем, читал курсы по педагогике, географии, этнографии и истории края, писал пьесы… А еще мечтал об университете и готовился к сдаче 20 экзаменов!

В те дни Волков писал в своем дневнике, – рассказала директор музея, – что встает в 4 утра, занимается до 8, идет на работу, вечером – снова учеба. От первой до последней строки перевел “Энеиду” Вергилия, “Превращения” Овидия, “Записки о Галльской войне” Юлия Цезаря. Весь перевод он вписывал мельчайшими карандашными буквами между строк. Так же старательно работал над немецким и французским языками.

Писать, как дышать

Волков всегда будет успевать больше, чем остальные. И за это наживет немало врагов. Только в довоенные 1939–1940-е годы в планах Александра Мелентьевича значилась работа над научно-популярными книгами “История математики”, “Математика вокруг”, “Происхождение Земли”, “Есть ли жизнь на планетах?”, “Междупланетные путешествия”, “Через Вселенную на световом луче”, “Биографии великих астрономов”… В 1939 году вышли повесть “Чудесный шар” об эпохе Елизаветы и сказка “Волшебник Изумрудного города”. Весной 1941-го за два месяца (!) он выдал массу познавательных статей: “Что такое калибр?”, “Аполлоний устанавливает траекторию снаряда”, “Тир на Луне”, “Пушка, гаубица, мортира”, “Жюль-верновские пушки”, “Огнестрельный бой на дне океана”, “Магнитный компас и его штучки”… В начале июня сдал в издательство сборник “Бойцы-невидимки” и повесть о реформах Петра I “Царский токарь”…

Такая самоотдача для Александра Мелентьевича была только хобби. Основной его работой оставалось преподавание высшей математики. Критики, кстати, не упускали случая обвинить автора в непрофессионализме, сырости сюжетов. Известный литератор Юрий Нагибин увидел в “Волшебнике Изумрудного города” поклонение западным ценностям… Такой отзыв в разгар сталинских репрессий грозил писателю арестом. К счастью, на стороне сказочника оказались Самуил Маршак и… фантастическая популярность сказки.

“Поводов для доносов хватало”

Что заставило Александра Волкова покинуть Восточный Казахстан? Сам писатель говорил о назначении в Ярославль, откуда позже переехал в Москву. Исследователь Татьяна Карпович считает: человек спасал семью от застенков НКВД, опасность ареста буквально висела в воздухе:

– Александр Мелентьевич стал очень заметной фигурой в городе. Он не боялся выгнать из училища красноармейцев, когда те ломились с обыском. Публиковался в городской газете “Друг народа”, которую большевики считали эсеро-меньшевистской. Дружил со священнослужителем Александром Дагаевым. Поводов для доносов хватало.

Судьба протоиерея Дагаева – отдельная история. Возможно, страшная смерть священника и заставила молодого учителя искать любой способ уехать из Усть-Каменогорска. Спустя полвека старый писатель рассказывал в мемуарах: Александр Дагаев предчувствовал расправу. В 1920-м каратели (так назвал Волков патруль большевиков) вывели старика за город, отрубили ему руки, ноги, “а он молился с величием древнего христианского мученика”.

Детский просветитель

Писатель ушел из жизни на 87-м году жизни. Он работал до последних дней. Наследие Волкова – это более 20 книг, десятки, если не сотни, научно-популярных статей для детей, переводы с французского (до сих пор единственные!) романов Жюля Верна “Дунайский лоцман” и “Необыкновенные приключения экспедиции Барсака”. Общий тираж книг Волкова – десятки миллионов экземпляров! Не было ни одной сферы, в которой бы он не разбирался. Энциклопедист, детский просветитель.

Волшебная страна

В Усть-Каменогорске общественный фонд “Изумрудный город” создает музей писателя Александра Волкова. Московская семья сказочника уже передала часть его архива и согласна отдать вещи из личного кабинета.

Несколько лет назад при строительстве проспекта Победы под снос попал деревянный дом, где жил писатель, – рассказала директор фонда Татьяна Карпович. – Недавно мы узнали: сруб все-таки успели разобрать и сохранить. Сейчас ведем переговоры о размещении сруба в городском парке и открытии экспозиции. Есть предложение создать в парке комплекс “Волшебная страна” по мотивам волковских сказок. По проекту он будет состоять из Голубой, Желтой, Розовой, Фиолетовой страны и Изумрудного города, соединенных дорогой из желтого кирпича.

Несказочная история

Два года назад в Усть-Каменогорске отметили 120-летие со дня рождения Александра Волкова. В городе впервые прошли Волковские чтения.

– До сих пор нет полного исследования творчества Волкова, – говорит филолог Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА. Многие его исторические и научно-фантастические повести забыты. Например, его “Путешественники в третье тысячелетие”. Герои этой повести мечтают побывать в 2001 году. Как было бы замечательно, если бы одногодки героев повести, 6–7-классники, сравнили мечту и реальность.

Только сегодня в городе появился шанс создать полноценный музей! Впервые под экспозицию выделили постоянное помещение. Это значит, что имя писателя останется в истории Восточного Казахстана.

Усть-Каменогорск