Казахстанская коневладелица рассказала корреспонденту Сaravan.kz, что думает по поводу последних неприятных историй, связанных с лошадьми.
Недавно в Кызылординской области начали массово погибать лошади от неизвестной сельчанам болезни. Умерло около двух сотен животных. Ветеринарная инспекция заключила, что в случившемся виноваты люди. Болезнь, от которой гибнут лошади — гастрофилез, вызванный личинками желудочного овода. Они попадают на животных, когда те пасутся в степи. Получается, владельцы недоглядели и не приняли меры осторожности.
И если в июне было всего два попавших в СМИ несчастных случая с лошадьми, а в июле – один, то с 29 августа по 30 сентября – целых пять, не считая просто странных историй с кокпаром посреди трассы и доставщиком на лошади. Мы собрали их все.
Лошадь чуть не умерла, упав на спину
29 августа сотрудники ДЧС ВКО спасли лошадь, которая чуть не погибла, потому что упала спиной в слишком узкую траншею и не смогла оттуда выбраться. Хозяева помочь не сумели. Когда прибыли спасатели, животное было уже в очень плохом состоянии и еле дышало, а табун лошадей ходил поблизости – кони вели себя взволнованно. Они успокоились и отошли, только когда их сородича вызволили из плена. Как лошадь оказалась внизу, лежащей на спине, – неизвестно.
Мотоцикл, лошадь и авария
В тот же день в Актюбинской области погибли семнадцатилетний парень и восемнадцатилетняя девушка, попав в ДТП на мотоцикле.
«Подросток не имел прав на управление транспортным средством. Он не принял меры к снижению скорости и допустил наезд на лошадь. В результате столкновения парень и девушка от полученных травм, не приходя в сознание, скончались на месте», — сообщило издание Рolisia.kz.
Кокпар посреди дороги
30 августа люди на лошадях мешали дорожному движению на трассе.
«В социальных сетях распространилось видео, на котором около двух десятков людей передвигаются на лошадях возле проезжей части. В какой-то момент всадники перемещаются на разделительную полосу трассы и продолжают скакать по зеленым насаждениям. Отмечается, что действие происходило вечером 30 августа на автодороге Алматы – Бишкек», — пишет Тengrinews.kz.
В итоге задержали шестерых жителей поселка Булакты и привлекли к административной ответственности за мелкое хулиганство.
Всадник-курьер
24 сентября на улицах Алматы заметили курьера, который доставлял еду в соответствующей сумке и… на лошади.
"Выехал экипаж специализированного батальона, со всадником провели праворазъяснительную работу, рассказали, что это непозволительный вид транспорта в условиях крупного мегаполиса, за это предусмотрена ответственность. Парень понял и обещал не допускать подобные действия в дальнейшем", — процитировали официального представителя департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек Тengrinews.kz.
Мотоциклист в Актау
29 сентября житель Актау наехал на мотоцикле на лошадь и скончался в больнице.
«Молодого человека с диагнозом "открытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, политравма, пневмоторакс, травматический шок и разрыв печени" доставили в приёмный покой Мангистауской областной больницы. Ему провели операцию и перевели в отделение анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии. Вторая пострадавшая получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, закрытый перелом верхней части левой голени. Она была доставлена в Мангистаускую областную многопрофильную детскую больницу. Состояние пациентки оценивается как стабильное», — сообщает издание Lada.kz.
ДТП в СКО
В тот же день в Северо-Казахстанской области другое транспортное средство столкнулось с лошадью. ДТП случилось на автодороге Алматы — Екатеринбург в 5 километрах от села Рузаевка района имени Г. Мусрепова. Водитель автомашины "Ваз-21099", 1965 года рождения, совершил наезд на лошадь. Табунщик в вечернее время перегонял лошадей через автодорогу. В результате дорожно-транспортного происшествия животное погибло. Водителя с телесными повреждениями госпитализировали в районную больницу.
ДТП в Мангистау
30 сентября погибла женщина, которую везли в машине, столкнувшейся с лошадью. Это произошло ночью в Мангистау в 20 километрах от поселка Сайотес. Автомобиль столкнулся с лошадью, животное погибло на месте. Ее жеребенка на капоте провезли несколько метров. Очевидец аварии рассказал, что за рулем машины находился 45-летний мужчина. Рядом на пассажирском сиденье была его супруга, на которую упало лобовое стекло. Она скончалась до приезда медиков.
Коневладелец Светлана ШЕСТЕРНЁВА согласилась рассказать, что она думает об этих случаях, а также о том, как чувствуют себя лошади во время пандемии. Её питомца зовут Mon Amie, коню уже одиннадцать лет, десять из которых за ним ухаживает Светлана. Она занимается лошадьми уже восемнадцать лет и живёт в Алматы, поэтому конь — на алматинском ипподроме. Вот что она думает по поводу происшествий за последний месяц:
— Я думаю, ДТП связаны с тем, что мы разучились соблюдать дистанцию за время карантина. Были же пустые улицы, а тут опять все на них выехали, отвыкли водить в таких условиях. А по поводу массовой гибели я не знаю. Стараюсь не читать такие новости – мне больно, когда животные умирают по причине халатности. Это всё очень грустная тенденция. Что хорошего в том, что человек, который занимается лошадьми, ничего в этом деле не понимает? Любой конезаводчик скажет, что надо регулярно давать лошадям глистогон, каждый день следить за их здоровьем… Почему человек допустил массовую гибель, если не было, например, удара молнии в конюшню? Грустно, что есть такие люди, они просто тянут нашу экономику назад.
— Как вы с конём переживаете пандемию?
— Прекрасно. Я не люблю скопления людей, особенно на ипподромах, потому что часто это те, кто ведёт себя неправильно. Они суют лошадям руки, угощения, которые нельзя давать из соображений здоровья… Когда такие люди исчезли, это было просто прекрасно. У меня появилась только одна проблема – с человеком, который ухаживает за копытами, потому что он живёт в области. Но конь просто немного дольше поносил прежние подковы, а когда открыли границы, человек приехал в город на такси. Был один период, когда на ипподром не пускали даже коневладельцев, но там оставался обслуживающий персонал – животные ели, пили, гуляли, как обычно. Скучали, конечно, но это длилось не очень долго. Потом разрешили входить в масках, затем открыли тренировки на свежем воздухе, и в общем-то всё вернулось на круги своя. Проблемы появились для хозяев конюшен, потому что большинство кормов, то есть сено, овёс, продаются в Алматинской области, их просто нет в городе. Но и это решаемо. Можно заказать, позвонив, и пусть довезут до границы, а там уж как-нибудь и забрать.
— Какое сейчас состояние у лошадей, которых вы видите периодически?
— Всё нормально, снова вернулись услуги проката. Недавно даже прошли небольшие скачки.
— Вы участвовали?
— Нет, боже сохрани, это один из самых ужасных видов конного спорта. У нас не умеют готовить лошадей. Скачка – самое естественное состояние для лошади, ведь это постоянно движущееся животное, для него привычно бежать. Мой конь спокойно зайдёт в любое ограниченное пространство, а большинство лошадей, которых видела я, с огромным трудом загоняют в боксы перед скачкой, словно их ждёт какое-то невероятное испытание – они психологически сломлены. Нормально, когда лошадь беспокоится, если её заставляют делать что-то противоестественное, но когда ей предлагают бежать, а она паникует… Однажды в 2005 году были скачки на приз Президента, и одну лошадь в стартовый бокс заталкивали шесть огромных мужиков. В боксе нет ничего пугающего или болезненного, а конь сопротивлялся. Его кое-как завели при помощи верёвок, еле-еле посадили всадника, но как только это произошло, конь его с себя «ссадил» и умчался в конюшню. Это всё равно что если бы человек паниковал каждый раз, когда проходил через дверной проём. К подготовке в любом конном спорте нужно подходить размеренно, а наши делают это слишком быстро. Мне рассказывали, что в Америке к пробегу готовят десять лет, хотя это самый гуманный вид конного спорта – просто долгая прогулка по факту. Как у нас готовят к байге? Сушат лошадь: летом надевают на неё попону из материала, который не продувается, и заставляют потеть. Это плохо сказывается на сердце, уже не говоря о том, что для лошади очень тяжело скакать в попоне. В итоге у нас конь с пошатнувшимся здоровьем и убитой нервной системой. И для него скакать – это кошмар. А что такое байга на самом деле? Наши кочевники на привалах брали самых здоровых лошадей, которые не прихрамывали, были весёлыми. Их не готовили специально, потому что это была забава. Не проводили ежедневных изнуряющих тренировок. Сейчас это всегда огромный падёж и очень мучительно для лошадей, там и кровь горлом идёт, и другие ужасы, о которых даже говорить не хочется.
— Как много лошадей через это проходит?
— Зависит от здравого смысла хозяина. Мне тоже предлагали, но я отказалась. Я бы никогда не отдала его на скачки, что бы ни стояло на кону: хоть квартира.
— Как у казахстанских коневладельцев со здравым смыслом?
— Зависит от того, зачем человеку лошадь. Если для того же, для чего и мне, он побеждает. А если перед людьми покрасоваться, то есть лошадь, нет – какая разница?
— Каких коневладельцев у нас больше?
— Среди моих знакомых больше тех, кто на стороне здравого смысла. Мы балуем лошадей, любим, обращаемся, как с людьми. Надеюсь, это так и в целом.