В Алматинской области продолжается суд по делу об авиакатастрофе, которая произошла три года назад в пригороде Алматы. Тогда самолет Ан-28 выполнял санитарный рейс в Шымкент, чтобы помочь женщине, находившейся в тяжелом состоянии после рождения ребенка. На борту были двое врачей и три члена экипажа. Все они погибли.
Недавно в СМИ появилась информация о том, что маршрут самолета проходил над полигоном, где периодически проводились учебные стрельбы. Есть версия, что борт могли обстрелять с земли. Жена погибшего врача Талгата Патсаева Нуржамал Джардемалиева опровергла эту версию и рассказала, кому выгодно ее придерживаться, передает zakon.kz.
В суд я не приходила, там все время присутствовали мои представители. С их слов я знаю как ведется дело. Знаю, что согласно материалам дела, версия возможного обстрела следственными органами рассматривалась, тогда были допрошены сотрудники Илийского военного полигона. Они ответили, что учебные стрельбища в тот день проводились до 12 или до 14 часов, я точно не скажу. На момент пролета воздушного судна никаких стрельб не было. В связи с этим, эта версия дальше не рассматривалась. Это полностью доказано материалами уголовного дела.
(Версия об обстреле самолета — ред.) мне кажется выгодна Масалитину, чтобы помочь уйти ему от уголовной ответственности. В материалах уголовного дела его вина в гибели пяти человек полностью доказана. Когда они вспомнили про то, что были вовлечены военные, они решили эту версию зацепить и дать этому ход, — сказала Нуржамал Джардемалиева.
Она остановилась на результатах экспертизы.
Расследование же долго вели. Экспертизы были в России, Украине. Окончательный отчет был по-моему в 2019 году. Конструкторское бюро Киева дало заключение, что одной из причин крушения мог быть отказ двигателя самолета. Это то, что мне сказали представители.
На последнем заседании некий эксперт представил суду два деформированных баллона, которые принес сам. С его слов, эти баллоны являются кислородными баллонами, которые располагались за спинками кресел двух пилотов. У меня лично этот факт вызывает большое сомнение, потому что он сказал, что в баллон, который находится за спиной одного пилота, попали справа снизу, в другого слева снизу. Самолет был обстрелян со всех сторон. Ну это же вообще, абсурд. Это во-первых.
Во-вторых, возникает вопрос, откуда у него эти баллоны. Это же вещественное доказательство фактически. Они должны храниться, без разрешения следственных органов их никому выдавать не должны. Таким образом, я вообще могу усомниться в компетентности, сказать дайте мне гарантию того, что баллоны были из данного воздушного судна, что эти вмятины он не нанес сам. Таких гарантий же они не могут дать. Откуда эти баллоны появились, кто его снял? Никто ничего не знает, никто не отвечает, — добавила она.
Напомним, трагедия случилась 3 октября 2017 года под Алматы. В тот день врачи Талгат Патсаев и Жанибек Артыкбаев летели из Алматы в Шымкент, чтобы помочь женщине, которая родила шестого ребенка и находилась в тяжелом состоянии. На борту самолета Ан-28 также были командир воздушного судна Геннадий Цой, второй пилот Евгений Кутафин и авиатехник. Никто из них не выжил.
Расследование крушения длилось три года и вот пару недель назад начался суд. На скамье подсудимых находится президент авиакомпании East Wing, которому принадлежал самолет. Его зовут Виталий Масалитин. Мужчину обвиняют в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более человек и в допуске к управлению самолетом лица, не имевшего права управления, повлекшем смерть двух и более лиц.
По версии следствия, причиной катастрофы стали технические проблемы судна и ошибки пилотов. Но недавно в СМИ появилась информация о том, что маршрут самолета проходил над полигоном, где периодически проводились учебные стрельбы. Родственники пилотов на основании заключения экспертов считают, что борт могли обстрелять с земли. Утверждается, что на самолете были дырки диаметром в 1 сантиметр, однако результаты судебно-баллистической экспертизы показали, что повреждения не от пуль. А в момент пролета самолета над полигоном никто никуда не стрелял.
После появления материалов о возможном обстреле самолета, комиссия, сделавшая заключение о технических неполадках Ан-28, требует провести новое расследование. Они направили коллективное письмо в Министерство индустрии и инфраструктурного развития.