Уникальные находки
Сами по себе воинские захоронения, обнаруженные при раскопках древних курганов на востоке Алтая, – не в нови. Поразило другое – у левой руки воина лежал музыкальный смычковый инструмент из дерева! Уцелели фрагменты грифа с тремя колками для натягивания струн и нижней деки корпуса, фрагмент деревянного стержня с отверстием на сохранившемся конце. Возможно, это был смычок. Все предметы вокруг человеческих останков говорят о том, что это был воин.
– Такая редкость! Это уникально! Трудно переоценить значение находки музыкального инструмента, – убежден Зайнула Самашев. В качестве изобразительной параллели он привел в пример струнный инструмент в руках тюркского музыканта на широко известной плите саркофага Анцзя из Сианя. Музыкальные инструменты встречаются также в погребениях раннего железного века Алтайского субрегиона.
Мне это мало о чем говорило, но я так увлеклась рассказом, словно сама находилась на четвертой надпойменной террасе реки Каракаба, на правом берегу, у подножия гряды Тарбагатайских гор. Здесь курган стоял несколько обособленно от основной цепочки погребальных сооружений, возведенных предположительно в раннем железном веке. Некрополь Каракаба из более чем ста разновременных объектов, разбросанных в долине одноименной реки, открыт Самашевым в 2002 году, но раскопки продолжаются до сих пор.
– Почему решили, что это воин?
– Как же?! Обнаружены зубы, челюсть и конечности лошади, что может являться свидетельством широко распространенной в среде древнетюркских племен традиции вывешивать на шестах шкуры коней с конечностями над могилами особо почитаемых воинов. Две лошади уложены рядом на поджатые под брюхо ноги и с повернутыми назад головами. На глубине трех метров лежали останки человека, на лобовой части его черепа сохранились остатки волос.
При полном вооружении
– Благодаря низкой температуре в могиле на челюсти, грудной клетке и на берцовых костях сохранились остатки мягких тканей человека. Это непостижимо! – восклицал профессор.
По его словам, мы видим еще один неординарный случай: воинская сабля положена отдельно от ножен поверх тела умершего наискось – от плечевой кости левой руки в сторону тазобедренного сустава правой ноги. Кожаные ножны сабли также расположены наискосок на теле умершего. Эта необычность интересна: не исключено, что воин был левша.
Каракабинские ножны являются пока единственным хорошо сохранившимся образцом такого рода изделий эпохи древних тюрков на территории Казахстана. Поверх железной сабли с левой стороны умершего было положено копье. На рукояти сабли лежал железный топор-тесло. Рядом – камча-плеть и два берестяных колчана с набором железных трехлопастных стрел, которые широко использовались в VII веке нашей эры. Между колчанами был вложен сложносоставной лук, обтянутый берестой и завязанный кожаным ремешком. На костях человека сохранились остатки различных тканей, в том числе вязаной из шерсти одежды.
Ученые верят, что древние курганы на Восточном Алтае хранят еще много таинственных мелодий, они очень надеются их услышать…
Астана