Утилизируй это: Караганду хотят лишить статуса "мусорной столицы" Казахстана - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Утилизируй это: Караганду хотят лишить статуса "мусорной столицы" Казахстана

Утилизируй это: Караганду хотят лишить статуса "мусорной столицы" Казахстана

Едва вступив в должность, новый аким Караганды пообещал лишить вверенный его заботам город давно закрепившегося за ним звания “мусорной столицы”. Компании- “мусорщики” поддержали градоначальника в благом стремлении, но выдвинули условие для его реализации: повышение тарифа на вывоз ТБО.

  • 2 Октября 2020
  • 372
Фото - Caravan.kz

Акимы – по мусоркам!

О том, что кресло главы шахтерской столицы сменило хозяина – импозантный Нурлан Аубакиров уступил его деятельному экс-заместителю акима Карагандинской области по вопросам энергетики, коммунального хозяйства и ЧС Ермаганбету БУЛЕКПАЕВУ, жителям шахтерской столицы стало известно на прошлой неделе. Карагандинцев разбирало любопытство: какими будут первые шаги нового акима, ведь, как правило, именно в первые дни после вступления в должность новые руководители выдают свои приоритеты. Один строит фонтаны, другой – меняет дорожные развязки с кольцевых на прямые, третий – “наводит порядок” в сфере общественного транспорта.

Первая рабочая поездка Ермаганбета Кабдуловича, назначенная на следующий же день после его вступления в должность, показала: он серьезно настроен лишить Караганду прочно закрепившегося за ней в соцсетях звания “мусорной столицы” Казахстана.

Прихватив с собой двух районных акимов и руководителя самого крупного предприятия, оказывающего населению услуги по вывозу ТБО – ТОО “ГорКомТранс”, новый градоначальник поехал, в прямом смысле слова, по мусоркам.

Несмотря на то, что поездка Ермаганбета Булекпаева была запланированной и все заинтересованные лица, по всей видимости, к ней подготовились (контейнеры в некоторых дворах оказались пустыми), масштаб проблемы от акима скрыть не удалось. Разнесенный ветром по дворам, складированный за территорией специальных площадок и в вовсе не приспособленных для этого местах мусор резанул незамыленный глаз нового акима Караганды и вызвал его праведный гнев.

– B кратчайшие сроки надо привести в порядок, – указывая на безобразие, отдал он лаконичный, но емкий приказ акиму района Казыбек би Нурлану РЫСТИНУ.

Досталось на орехи и присутствующему здесь же генеральному директору ТОО “ГорКомТранс” Виктору ИВАНОВУ. Правда, тот попытался переложить вину на несознательных жильцов и предпринимателей, а после и вовсе оправдаться тяжелым финансовым положением компании.

Ермаганбет Кабдулович выслушал все доводы, но уверенно парировал, что ситуацию с завалами мусора во дворах нужно исправлять, и потому рейды по мусоркам отныне станут неотъемлемой частью повестки дня районных акимов и всех ответственных за вывоз ТБО лиц.

Помогите материально…

Такое рвение градоначальника к чистоте родного города не могло не вызвать симпатий со стороны его жителей, ведь о плачевной ситуации с вывозом ТБО карагандинцы уже долгое время трубят во всех соцсетях и блогах. Однако что-то мешает им радоваться от души в полной мере. То ли тот факт, что два года до этого Ермаганбет Булекпаев курировал вопросы коммунального хозяйства на уровне области и не мог не видеть, что происходит в областном центре, то ли то, с какой поспешностью после вышеописанного рейда городские компании по сбору и вывозу ТБО заговорили о повышении тарифа на свои услуги. Между раем и чадом: в Караганде скандалят из-за предприятия, сжигающего медицинские отходы

“Разведку боем” в виде экскурсии на предприятие для членов общественного совета города и журналистов гендиректор ТОО “ГорКомТранс” предпринял примерно за неделю до смены акима. Что называется, не отходя от мусоровоза, Виктор Иванов поведал гостям о бедственном положении компании, не позволяющем ей регулярно и добросовестно очищать Караганду от мусора. К слову, ТОО “ГорКомТранс” оказывает услуги на 80 процентах территории города, остальные 20 процентов делят между собой ТОО “Эко-Алем” и ТОО “Ресайклинг”.

Так вот, по словам руководителя крупнейшего в шахтерской столице предприятия, специализирующегося на сборе и вывозе ТБО, хотя компаний и три, основная проблема у них одна. А именно – несоответствие действующего тарифа с затратами на оказание услуг, которое приводит их бизнес к убытку. Как заявил Виктор Иванов, тариф за вывоз мусора в Караганде не повышался с 2015 года. Более того, в 2018 году, согласно указу министра национальной экономики РК, был понижен с 221 тенге с человека до 214 тенге.

– За это время выросли цены на топливо, на комплектующие, на другие составляющие, – пожаловался руководитель компании. – А мы не поднимали тариф, из-за чего терпим убытки. Наши работники получают мизерные зарплаты: водители – около 100 тысяч, грузчики – 60–70. Понятно, что никто не хочет работать за такие деньги.

По подсчетам руководства ТОО, только повышение тарифа за вывоз ТБО до 400 тенге могло бы спасти компанию от банкротства, а Караганду – от окончательного замусоривания.

И все-таки он повысится?

Члены общественного совета Караганды вняли жалобам мусоровывозящих компаний, и на этой неделе в онлайн-режиме состоялось заседание, на котором представители общественности обсудили возможность запрашиваемого повышения тарифа. Мнения разделились: одни были уверены, что в тяжелый посткарантинный период, когда многие люди лишились источников доходов, любое повышение недопустимо. Другие доказывали: если не поднять тариф, то проблема засилия мусора в городе никогда не решится. Третьи предлагали тариф повысить, но с обязательным условием для компаний-услугодателей: чтобы до конца текущего года Караганда стала чистой.

Расклад голосов при голосовании был следующим: 11 человек – за повышение тарифа, 9 – против, один воздержался. После этого вопрос о повышении тарифа был отправлен на рассмотрение депутатам городского маслихата.

Если и они большинством голосов согласятся с доводами мусоровывозящих компаний, то карагандинцы будут платить 380 тенге с человека за вывоз мусора с благоустроенной территории и 410 тенге с человека – за вывоз мусора из частного сектора.

Кроме того, чтобы мечта стала явью, компании-услугодатели обязаны добиться положительного решения экспертного совета, который они почему-то обошли, невзирая на требования законодательства.

И хотя окончательное решение по повышению тарифа за вывоз ТБО в Караганде еще не принято, руководство мусоровывозящих компаний уже выступило с официальным обращением к карагандинцам, призывая их с пониманием отнестись к грядущему повышению. “Необходимость увеличения тарифа была вызвана ростом цен на горюче-смазочные материалы порядка в 2,5 раза от заложенной стоимости в существующем тарифе. Также существенно повысились цены на автошины, аккумуляторные батареи, масла, фильтры и прочие запасные части”, – объяснили они свои притязания. О том, как изменится облик шахтерской столицы и лишится ли она звания “мусорной” в случае утверждения нового тарифа, услугодатели умолчали.

КАРАГАНДА