В корпункте “Каравана” раздался звонок: “Расскажите, как в Восточном Казахстане выполняют поручение Президента, – обратился к нам усть-каменогорский предприниматель Сабир КЯРИМОВ. – Как вместо поддержки бизнеса его разоряют!”.
Кяримов – один из основных поставщиков автопарков города. За 15 лет по заказам предприятий он ввез около 250 шведских и финских автобусов плюс запчасти – двигатели, коробки передач, колеса.
Но недавно предприниматель перешел исключительно на поставки запчастей. В мае прошлого года ввез два контейнера запчастей для автобусов. Первая партия прошла спокойно – таможенная декларация была принята, груз пропущен. А вот вокруг второй, прибывшей спустя несколько дней, по словам бизнесмена, начались странности.
– Мне заявили, что я неправильно поставил в декларации коды, – говорит предприниматель. – Что в контейнере, мол, не запчасти, а… автобусы в разобранном виде! Груз отправили на склад временного хранения, мне предъявили фантастическую сумму – почти 24 миллиона тенге. Это при том, что стоимость всего товара – 2,5 миллиона!
Дальше, по словам предпринимателя, начались масштабные проверки. Причем не в ИП “Кяримов С. Н.”, а в автопарках города. Проверялись договоры на поставки за 2011 год, сами автобусы…
– В прошлом году, – рассказала адвокат бизнесмена Алия РАХМЕТОВА, – Кяримов приобрел запчасти у двух разных поставщиков. Оформил, как того требует закон, две разные декларации. В Усть-Каменогорске реализовал кузова одному автопарку, двигатели – другому. Эти запчасти уже год как пущены в дело, автобусы отремонтированы и возят пассажиров. Но что делают проверяющие? Они вписывают две разные партии запчастей, купленные в разных городах, в одну декларацию. И опять заявляют: это, мол, автобусы в разобранном виде! Хотя в Таможенном союзе принят единый технический регламент, который запрещает объединять в одной декларации грузы от разных отправителей.
Утром – стулья, вечером – гарнитур
В итоге бизнесмена обвинили в экономической контрабанде с нанесением государству ущерба на 46 миллионов тенге.
Сегодня у него накоплены пухлые папки с заключениями экспертов и официальных органов. Специалисты, в том числе руководители дорожной полиции, сотрудники самого Комитета таможенного контроля (!), заявляют: ввезенные Кяримовым запчасти – это… только запчасти. Даже если собрать из них автомобиль, его невозможно поставить на учет как транспортное средство – запрещено законом!
Кроме того, запчасти эти – со списанных шведских и финских автобусов, которые разбирают в Эстонии, годные детали продают, остальное – на металлолом. Если через российскую границу из Прибалтики ввезли запчасти, каким образом в Казахстан прибыли автобусы? Каждый контейнер, следующий в Казахстан или Беларусь, обязательно проверяется на российской границе – для подтверждения единого кода товара. Невозможно, например, провезти по России стулья, а в Казахстан доставить гарнитуры. Но в Восточном Казахстане эта логика дала сбой.
– Таможенники объяснили свою позицию так: поставленные мной кузова и двигатели раньше стояли на одном автобусе, – отметил С. Кяримов, – автопарки якобы получили новый транспорт простой сборкой агрегатов. Но это абсурд! В таком случае любой водитель, который ввез, например, тот же двигатель, чтобы заменить поврежденный, должен растаможить свой автомобиль как новое транспортное средство?
Был ли умысел?
Скандал получил продолжение в Астане. В конце прошлого года, 20 декабря, в ходе “круглого стола” с участием таможенников, прокуроров и предпринимателей заместитель председателя Таможенного комитета Аманияз ЕРЖАНОВ заявил о намерении доводить до суда случаи сборки транспортных средств из импортированных запчастей.
– Завозятся отдельные запчасти: рама, корпус, двигатели, – приводит слова таможенника КазТАГ. – Собирают и в виде автобуса регистрируют в органах ГАИ… Эта практика происходит не только в Усть-Каменогорске, но и в Караганде и, если не ошибаюсь, в Алматы. Если в этом нет умысла, то, естественно, мы против него никаких законных мер не будем принимать, если у него есть такой умысел, то, естественно, мы должны будем доводить до суда.
По каким критериям таможенники намерены выявлять наличие или отсутствие “умысла”, А. Ержанов не пояснил.
Сейчас на защиту предпринимателя встала национальная экономическая палата “Союз “Атамекен”, тем более что случай с Кяримовым – не единичный.
– Мы открывали свое дело с верой, что все будет работать, – говорит бизнесмен. – Президент подчеркивает: нужно поддерживать бизнес! Но пока все с точностью до наоборот…
Усть-Каменогорск