Дороги, которые мы выбираем - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дороги, которые мы выбираем

Дороги, которые мы выбираем

В промышленном регионе “сороконожками” с горькой иронией называют китайские самосвалы. Местные дороги сегодня не рассчитаны на серьезную нагрузку, они не проходят испытание многотонными фурами – плоды пожинают все водители. При этом за раздолбанный асфальт принято ругать дорожно-строительные компании. Но в том, что подрядчик виноват не всегда, убедились участники процесса в павлодарском экономическом суде.

  • 27 Сентября 2020
  • 243
Фото - Caravan.kz

Началась история в прошлом году, когда под маркой развернутой в стране акции “Сапалы жол – адалдық алаңы” провели мониторинг одной из проблемных трасс – Майкаин – Экибастуз. Вдоль дороги протяженностью почти 30 км расположены многие недропользователи, по ней везут щебень, уголь, песок.

Реконструкцию полотна завершили в конце 2017 года, а устранять неровности пришлось уже в следующем. Вот и решили чиновники, депутаты, общественники и антикоррупционщики проверить качество.

Выезд у делегации получился солидный. Под прицелом камер отобрали керны на исследование и спустя некоторое время Национальным центром качества дорожных активов было заявлено: “толщина асфальтобетонных слоев покрытия и качественные показатели асфальтобетона не соответствуют нормативам!”. Спустя время областное управление пассажирского транспорта и автодорог подготовило иск в адрес подрядчика с требованием обязать толщину асфальта восстановить.

В ином свете

Мы решили узнать, чем завершилось показательное мероприятие. Оказалось, когда в деле начал разбираться суд, оно предстало в другом свете. И работа была выполнена так, как того требовал сам заказчик в технической спецификации, и принята она была в составе комиссии с участием авторского и технического надзоров. В том числе учреждениями, которые теперь выражают недовольство. Так, представитель ТОО “Гидропром”, реконструировавший участок в 10 км на сумму 830 млн тенге, пояснил, что в проектно-сметной документации был заложен расчет на прочность конструкции, предусматривающей нагрузку на одиночную ось автомобиля 10 тонн. Но по дороге нередко колесит тяжеловесный транспорт грузоподъемностью более 40 тонн. Об этом фирма уведомляла государственные органы, просила как-то повлиять на ситуацию. То, что обращения были, в суде подтвердили и сотрудники РГУ “Инспекция транспортного контроля”. Да они и сами пытаются с перегрузами бороться не первый год. И знают, что внушительная часть нарушений совершается на самосвалах, везущих щебень с открытых карьеров. И необязательно это китайские автомобили. При желании и КамАЗ можно нагрузить “по уши”. Часть техники занята на реконструкции стратегической трассы “Центр – Восток” (Нур-Султан – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск). Об этом известно, но инспекция сослалась на невозможность малыми ресурсами, которыми она располагает, проконтролировать каждый рейс. А идея в судебном порядке запретить движение предприятиям, чей транспорт уличен в перегрузе, не нашла поддержки. В итоге обходятся привлечением к административной ответственности. За год сумма штрафов, которые взимаются с нарушающих правила владельцев транспорта, достигает десятков миллионов тенге. Но это мизерная компенсация за наносимый урон. Заслушав такие пояснения, судья СМЭС Амангельды ИЩАНОВ решил, что акимат не вправе требовать, чтобы подрядчик довел асфальтное покрытие до необходимой толщины. Тем удивительнее, что на этой неделе руководство ТОО “Гидропром” сообщило нашему изданию, что работу выполнило и претензий ни к кому не имеет.

А дальше что?

С этим вопросом “КАРАВАН” обратился к участникам нашумевшего мониторинга. Заодно попросил оценить, насколько справедливо то, что в итоге отдуваться пришлось предпринимателю. И уточнил – не пора ли пересмотреть дорожные стандарты прочности вместо того, чтобы тратить бешеные деньги на регулярные реконструкции и силы на поимку нарушителей? Судя по тому, что конкретных предложений не прозвучало, об этом сейчас задумываются не особо. В профильном управлении ответили, что ТОО исправило недочеты по гарантии. В транспортной инспекции жалуются на положение дел.

– Хотели в свое время установить на проблемных участках автоматизированные весы, которые “считывают” вес и фиксируют превышения. Прошлое руководство области нас поддерживало в этом. Сегодня не знаем, заложены деньги или нет на это оборудование в бюджет. Ведь у нас работают 14 человек, и мы автоматически не успеваем охватить все дороги в области, – напоминает руководитель отдела контроля на автомобильном транспорте Нариман МАТАЕВ.

Поэтому в инспекции радуются и тому, что “сороконожки” – они же китайские большегрузы – постепенно покидают Павлодарскую область, где реконструкция автобана “Центр – Восток” проведена. Но огорчаются, так как наступает пора перевозок угля и зерна. Так что для любителей проводить мониторинги работа найдется.

ПАВЛОДАР