Вагоно-банкротный завод? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вагоно-банкротный завод?

Вагоно-банкротный завод?

Небольшое торговое предприятие намерено обанкротить крупный завод, чтобы получить 38 миллионов тенге. Оказывается, это самый дешевый способ вернуть долги по нашему законодательству!

  • 11 Января 2013
  • 4560
Фото - Caravan.kz

Специализированный межрайонный экономический суд Алматы принял к производству дело о признании банкротом АО “Алматинский вагоноремонтный завод” – крупнейшего отечественного предприятия по ремонту вагонов, который принадлежит РГП “Казахстан темир жолы”. Причиной конфликта стал вполне рядовой хозяйственный спор, какие случаются сплошь и рядом. Но сейчас заложником конфликта стали около тысячи работников завода. 

Поставщик не оставил адреса

В марте 2011 года АО “Алматинский вагоноремонтный завод” (АВЗ) заключило договор на поставку листового пластика для внутренней отделки вагонов. Сумма сделки составила 38 миллионов тенге. Получив материал, АВЗ начал его устанавливать на вагонах, которые ремонтируются на заводе. Правда, уже через полгода недовольные владельцы отремонтированных вагонов начали возвращать их на завод: отделочный пластик стал трескаться. В таких вагонах уже нельзя перевозить людей, а значит, кто-то должен платить за некачественный ремонт и простой вагонов.

– ТОО “ИскерТрейдКапитал” на самом деле подало на нас в суд за то, что мы им не заплатили за поставленную продукцию в размере 38 миллионов тенге, – подтвердил “Каравану” генеральный директор АВЗ Бахыт ДАДЕНОВ. – Но мы не платим не потому, что не можем или у нас нет денег, а из-за того, что у нас есть претензии к этой фирме за качество поставленного товара.

По условиям договора, заключенного между сторонами, поставщик – “ИскерТрейдКапитал” (ИТК) – обязался заменить весь некачественный товар за свой счет. Но после передачи товара на связь с заводом никто не выходил. В итоге по состоянию на сентябрь 2012 года сумма штрафов за невыполнение обязательств выросла до 21 миллиона тенге, говорит Б. Даденов. Однако юристы завода не могут найти… офис предприятия. Из-за этого АВЗ не может даже подать в суд на недобросовестного партнера. 

– Когда мы уже поехали по указанному адресу, выяснилось, что наш поставщик съехал еще в апреле 2011 года, то есть через месяц после заключения злосчастного договора, – рассказал руководитель АВЗ.

Тем не менее во всех документах, исходящих от этого ТОО, в том числе и в суд, указывается тот адрес, по которому это предприятие уже давно не находится. То есть ТОО “ИТК”, по мнению руководства АВЗ, нарушило не только условия договора на поставку того пластика, но и Гражданский кодекс, в котором четко указано, что при всех правовых действиях предприятие должно указывать свой адрес. То есть быть доступным для всех.

Лакомый кусочек?

Г-н Даденов уверен, что Алматинский вагоноремонтный завод обанкротить не смогут. Для этого нет оснований. Хотя повод начать судебное разбирательство вполне серьезный: 38 миллионов на дороге не валяются. По Закону “О банкротстве” достаточно трех месяцев неплатежей по счетам, чтобы партнер предприятия мог подать заявление в суд на банкротство. В данном случае прошло уже полтора года.

Почему партнер АВЗ пытается обанкротить завод, Б. Даденов не догадывается. По его словам, ни с кем из других поставщиков АВЗ не конфликтует. Завод регулярно платит по всем своим счетам. Налоги – от 20 до 30 миллионов тенге каждый месяц. У него имеется имущество на 2 миллиарда тенге. 

С другой стороны, может быть, именно эта собственность является для кого-то лакомым кусочком? Площадь территории завода – больше 13 гектаров земли. Завод удобно расположен сразу за вокзалом Алматы-1, отличные подъездные пути. Все это делает собственность АВЗ удобной для строительства здесь, например, крупного логистического центра.

Прорехи в законе

Но есть и более тривиальная версия причин конфликта. Коммерсанты обычно хорошо знают законодательство и его прорехи. Здесь может быть использована лазейка, оставленная в самом Налоговом кодексе.

Так, при судебном разбирательстве конфликтов вокруг торговых сделок заявитель, если это юридическое лицо, должен заплатить государству пошлину в размере 3 процентов от суммы иска. Это указано в статье 535 Налогового кодекса РК. А вот с заявлений о признании предприятий банкротами – всего 5 МРП.

Три процента от 38 миллионов – это 1 миллион 140 тысяч тенге. Пять МРП – чуть больше 8 тысяч тенге. Как говорится, почувствуйте разницу.

Опять же, при банкротстве кто вспомнит про пеню и штрафы? Лишь бы отстали и дали спокойно работать.

Представитель ТОО “ИТК” адвокат Жангельды СУЛЕЙМЕНОВ так прокомментировал ситуацию: 

– Причина конфликта – неоплата заводом поставленных кредитором товаров на сумму около 38 миллионов тенге.

Согласно Закону “О банкротстве”, в случае если задолженность больше трех месяцев и превышает 1000-кратный МРП (примерно 1,6 миллиона тенге), то кредитор вправе подать заявление на признание должника банкротом. Налицо все законные основания для подачи такого заявления.

Сегодня у АВЗ один ответ на все претензии кредитора – якобы заводу был поставлен некачественный пластик. Но дело в том, что эта претензия не отражена у них в учете. Мы считаем, что поставленный товар был качественный. Но аналогичный пластик поставлялся несколькими поставщиками. Определить, какой лист пластика от кого поступил, сейчас невозможно.

Мы предлагали руководству завода сесть и обсудить проблему. Разработать варианты выхода из конфликта. У нас нет цели обанкротить завод. Наша цель – добиться от завода платы за поставленную продукцию.