И если в крупнейшем городе страны Алматы состоянию дорожного покрытия, особенно в зимнее время, уделяется хоть какое-то внимание, как бы мы при этом ни критиковали чиновников, то в Алматинской области ситуация, похоже, пущена на самотек.
А ведь трассы республиканского значения подобны кровеносным артериям. Если они находятся в нормальном состоянии, то и организм функционирует нормально, ну а если нет – жди беды. Тромб может сослужить коварную службу.
Так и на дороге. Небывалые снегопады этой зимы оказались суровым испытанием для водителей. Ежедневно Казгидромет и МЧС шлют сводки о штормовых предупреждениях, количество вызволенных из снежного плена людей и автотранспорта исчисляется уже даже не десятками. И люди искренне признательны за свое спасение в лютый холод.
При этом поражает беспечность отдельных поселковых акиматов, которым, по сути, нет дела до того, что участки республиканских трасс, проходящих через их населенные пункты, представляют собой не дорогу, а полосу ледяных и коварных препятствий.
Возвращаясь все к той же Алматинской области, хочется отметить, что проезд через такие поселки, как Шелек, Маловодное, Тескенсу, практически всеми водителями воспринимается как ад кромешный. Дорожное полотно совершенно не очищено от снега и льда. Притом что ширина дорожного покрытия позволяет обеспечивать пропускную возможность для большого количества автотранспорта. Наледь в этих поселках сформировала огромные бугры и колею на дороге, по которой вынуждены ползти друг за другом нескончаемым потоком автомобилисты.
Ну а если, на их беду, какой-нибудь лихач попытается выскочить из общей колеи, да еще не соблюдая дистанцию, финал очевиден. Машина на такой дороге моментально теряет управление, и ее буквально стаскивает с покатой середины дороги, изогнутой колесом, либо на соседние машины, либо вообще выкидывает в кювет.
О безопасности пешеходов говорить вообще не приходится, поскольку они вынуждены также лавировать между сугробами и обочиной. Другого места для них просто нет.
Можно было бы списать все это на культуру вождения и водительский опыт, да только вот утешение слабое. А главное – причина всех этих бед не только в этом. Прямую ответственность за это должны нести те дорожные службы, которые и не думают вовремя привести дорогу в нормальное состояние. А местные акиматы, наверное, руководствуются простой логикой: зачем прилагать усилия – весной само все растает. Только вот до весны еще ох как далеко, а экстремальные участки дороги становятся еще только хуже, снегопады об этом заботятся регулярно.
Ситуация повторяется из года в год. И дела до этого нет никому. Очевидным остается одно: если бы по этому участку дороги вознамерился проехать аким Алматинской области, такого коллапса на трассе наверняка бы не было. Ну а если бы напомнил своим подчиненным о том, что по законодательству обязанность за создание безопасных условий для участников дорожного движения возложена тоже на них, вообще было бы хорошо.
Только, по всей видимости, не пользуется популярностью эта трасса у высоких чиновников, а у местных акимов сознательности не хватает. Да и к персональной ответственности они не привыкли – дорога-то общая, а значит, ничья. Значит, и спроса ни с кого нет. А зря!