И для тех, кто хочет что-то изменить в своей жизни. Инструмент, между прочим, проверен мировой практикой. “В этом документе, – сказал глава государства, – нужно предусмотреть внедрение альтернативных вариантов неформального образования, признание результатов самостоятельного обучения, сертификацию профессиональных навыков”.
Для этого, сказал глава государства, придется “переориентировать всю систему профобразования на формирование компетенций, востребованных на рынке труда”. Ставка – на подготовку новой волны деловых людей. А предмет “Основы предпринимательства” будут изучать в школах и вузах. В некоторых странах такие концепции работают уже лет 50. Главный посыл: человек может не только повышать свои профессиональные навыки и продолжать самообучаться, но и обретать новые специальности, что позволяет ему расти в других компетенциях.
Был токарем – станешь пекарем?
По мнению политолога Жандоса Ахметбекова, “наверное, такой документ нужен. Но я не понимаю, как можно перестроить нашу систему образования и переподготовки кадров в рамках этого проекта. Есть же госпрограммы, которые предусматривают переобучение? Не знаю, можно ли переучить токаря на пекаря, но врача на учителя, а учителя на бизнесмена (смеется) – вряд ли”…
Справка “КАРАВАНА”
На почти 160 тысяч свободных рабочих специальностей за время карантина биржи труда Казахстана рекрутировали всего 38 тысяч человек.
Эксперт ЮНЕСКО и директор образовательного центра “Molodium” Василий Шахгулари тоже сомневается в необходимости концепции непрерывного образования именно сейчас.
– Во-первых, карантин показал, что чиновники из министерств здравоохранения и образования не готовы к разным вариантам развития событий. У них нет плана “Б”. Во-вторых, если карантин, то где прописанные правила игры в условиях форс-мажора? Только запреты? В-третьих, где дополнения в законы об образовании и здоровье населения в условиях карантина? В регионах местные власти трактуют всё по-своему. Должны быть единые, понятные для всех установки.
– Министерство здравоохранения, учитывая поручение Президента страны о возобновлении традиционной формы обучения в школах, начало прорабатывать какие-то варианты. Но поэтапно.
– Поэтапно – это как долго? Первая учебная четверть, вторая, третья? А концепция – это про подготовку человека к различным формам самостоятельной деятельности и самообучению. Это процесс передачи социального и образовательного опыта от одного поколения к другому. Коронавирус эту цепочку у нас разрушил по многим позициям. И не только дистанционное обучение в этом виновато. Переобучить можно. Но проблемы начинаются уже с 1-го класса.
Путь от “А” до “Б”?
Все основы обучения и самообразования закладываются в начальной школе. Педагог чуть ли не пальцем указывает учащемуся, как поступать при решении той или иной задачи. Подсказывает, советует. Добрые слова и похлопывание по плечу – отличная поддержка. Строгий голос по мессенджеру в рамках дистанционки – не самый лучший подход. Фото педагога в телефоне – это мой учитель, мама?
– Я не знаю, кто войдет в состав группы, которая будет писать концепцию непрерывного образования. – Шахгулари стучит пальцем по столу. – Я не знаю, на какие годы она будет рассчитана – ситуация меняется ежегодно: кризисы, пандемии, технический и прочие прогрессы. Мы не знаем, какие профессии потребуются в 2025 году. Мы давно отстали от передовых систем образования. В том числе в начальной школе. В этом году мой внук пошел в 1-й класс, а не в школу!
– Ну это уже парадокс имени COVID-19.
– А почему в странах Европы дети в школы все-таки пошли? Неужели у нас для начальных классов нельзя было организовать традиционное обучение? Родители первоклашек по всей стране взбунтовались. Масса жалоб! Дистанционное образование для средних и старших классов – это я еще могу понять. Хотя практически 6 месяцев учащиеся не посещали школу. Это очень большой промежуток времени. Дети отвыкли ходить туда. Многие остались без присмотра родителей. Уроки по WhatsApp? А многим эта связь доступна? Мое поколение помнит первый звонок в школе. А чем сегодняшним первоклассникам этот день запомнится?
– Вы хотите сказать, что сейчас дистанционка разрывает социализацию школьника и снижает его шансы на получение непрерывного образования?
– Если ребенок изначально не получает необходимые знания, умения, навыки, то ему трудно будет встроиться в новую систему координат. Подкаст "На злобу дня": эксперт ЮНЕСКО рассказал, какую работу над ошибками нужно провести министерству образования
– Врачи говорят, что дистанционка – это прямой путь к ухудшению зрения, гиподинамии, сколиозу (а дальше – проблемы с позвоночником), проблемам с дыханием (постоянно в закрытой квартире), сердечно-сосудистым проблемам, нарушению навыков психоконтакта (нет общения со сверстниками).
– Это не ко мне вопросы. Председатель комитета дошкольного и среднего образования Майра Мелдебекова заявила, что в этом учебном году домашних заданий не будет! Что за выдумки? При этом у нас до сих пор не приняты законодательные акты, которые бы регулировали формат образования в условиях карантина. Во-вторых, дом – не школа. Родители не всегда могут помочь детям решить задачи. В-третьих, отмена домашнего задания – это почти гарантия, что никакого усвоения материала на дому не будет.
Отмена домашки – катастрофа. Этим мы отучим детей заниматься самостоятельно.
Иначе как профанацией и самообманом, я, как педагог, не могу это назвать.
Риски без рисков?
– Некоторые родители начали отдавать своих детей в образовательные центры рядом со школами – за очень большие деньги. При этом там соблюдают социальную дистанцию и масочный режим.
– Вот эти учащиеся сумеют вписать себя в концепцию непрерывного образования. Разрыв в начальном обучении начался. И этот разрыв пойдет уже в среднем и высшем образовании. У обучения три функции: передача знаний, умений и навыков. Всё это закладывается именно в первых классах. Ну а дальше, если нет самостоятельной работы, если нет навыков самообучения, срабатывает принцип домино. Нет нормального фундамента – дом рухнет. Неужели министр Аймагамбетов этого не понимает? Я – педагог со стажем. И понимаю: если нет домашней работы, а сейчас еще нет диктантов, контрольных работ, то мы потеряем это поколение.
Справка “КАРАВАНА”
По данным ООН, более 900 миллионов школьников и студентов в 160 странах мира не смогли получить образование в полной мере из-за закрытия учебных заведений в связи с пандемией коронавируса. По мнению Генсека ООН Антониу Гутерриша, “миру грозит катастрофа поколений”.
Например, в школе 5 восьмых классов. В каждом, допустим, по 30 человек. Сможет ли учитель алгебры или физики уверенно сказать, усвоили ли его подопечные пройденный материал, находясь на удаленке?
– Вряд ли.
– Вот и я так считаю.
– Президент Токаев сказал, что надо бы вернуться к традиционной форме обучения. Да и министр образования Аймагамбетов говорит, что если ситуация с инфекцией станет лучше, то возвращение вполне возможно.
– Наверное, только когда главный санитарный врач отмашку даст. Мало горя этот карантин взрослым принес – еще и по детям бьет. Может быть, лет через 50, когда начнется повальное индивидуальное обучение, а оно будет удаленным, – всё изменится. Между прочим, в некоторых странах в рамках концепции непрерывного образования онлайн-университеты уже вовсю работают.
– И сколько стоит удовольствие учиться в таких вузах?
– Нисколько! Ты просто хочешь получить вторую или третью специальность. Тебе прочитали курсы. Иди – практикуйся, куда возьмут работать.
– Василий Вачикович, может, я что-то недопонимаю, но так ли нужна сейчас в Казахстане эта концепция? Очень она похожа на декларацию и список рекомендаций. Нет? Насколько этот документ реализуем вообще?
– Н-у-у… Наверное, что-то можно будет сделать. Но мы не знаем, на какой срок нацелен этот документ – на 5–10 лет? На 50? Мир стремительно меняется, сегодня трудно сказать, а какие специальности окажутся востребованными, какие забудут. При этом карантин лишил работы сотни тысяч трудящихся. Люди, так или иначе, вынуждены осваивать новые специальности, искать новую работу. Поэтому концепция, похоже, нужна. Да, есть программы занятости – вот они должны в нее вписаться. Конечно, наверное, можно было бы и без концепции обойтись. Но раз в других странах мира такой документ приносит свои плоды – почему бы и нам не попробовать. Надо только определить верные индикаторы, сроки, поставить корректные задачи, учесть нюансы. И, конечно, учесть возможные риски.
АЛМАТЫ