Об этом в видеоинтервью порталу "Правда.ру" заявил председатель кыргызской диаспоры в Москве, экс-посол Кыргызстана в России Раимкул Аттакуров.
"Историческая судьба нам предопределила быть вместе. Уже много веков мы вместе. У нас общая история и, будем надеяться, будущее на протяжении долгого времени. Сейчас у многих кыргызов даже возникают мысли обратиться к Российской Федерации, чтобы как одна из республик войти в состав России", — сказал Аттакуров.
На уточняющий вопрос, действительно ли в Кыргызстане ведутся подобные разговоры, бывший посол ответил, что "да, в Кыргызстане это есть".
"И здесь среди диаспоральной общественности возникает и обсуждается такой вопрос. Конечно, это нельзя сделать сразу и быстро. Но, на мой взгляд, к этому обязательно надо идти, ведь сама жизнь подталкивает нас к единству", — заявил он.
Более подробно данную тему корреспондент медиа-портала Caravan.kz обсудил с кыргызстанским политологом и председателем клуба региональных экспертов "Пикир" Игорем Шестаковым.
— Я думаю, что это обыкновенный хайп, — отметил политолог в начале беседы. — Господин Аттакуров — глубоко забытый в Москве уже бывший посол, да и в Кыргызстане его уже наверняка не сильно помнят. Делая громкие заявления якобы о неких инициативах, касающихся вхождения Кыргызстана в состав Российской Федерации, он решил напомнить о себе, создав некую информационную волну.
Сложно комментировать такие заявления, которые берутся из одной головы и которые впоследствии пытаются сформулировать как общественное мнение и инициативу, охватывающую большое количество людей.
— Что вы думаете касательно того, что, по словам бывшего дипломата, в Кыргызстане действительно ведутся подобные разговоры? И что якобы то же самое происходит и внутри диаспоральной общественности в России?..
— Если говорить о реалиях, то в Кыргызстане, возможно, такие заявления звучат в социальных сетях. В соцсетях вообще много о чем могут написать — о необходимости возрождения СССР, о необходимости вхождения в ЕС, в блок НАТО, выход из ЕАЭС. Полярность и разброс мнений в том же кыргызстанском сегменте Facebook огромны и постоянно меняются. Может быть, тот же господин Аттакуров прочитал один из таких "криков души", посчитав, что это чуть ли не сформулированная инициатива.
Ничего подобного нет. В Кыргызстане я, например, среди экспертного сообщества и политических сил никогда не наблюдал подобных идей. Безусловно, существуют отдельные мнения, высказываются, но, как гласит известное изречение: "Сколько людей — столько и мнений". И, видимо, эта идея именно из этой серии.
Что касается ситуации с кыргызстанской диаспорой в России, то, я считаю, господину Аттакурова не виднее. Я регулярно общаюсь и с журналистами, и с экспертами, и с представителями нашей диаспоры. Я никогда не слышал ничего подобного. Как и не слышал о том, что господин Аттакуров, оказывается, является заместителем председателя диаспоры. Я вообще не знал, что существует такая должность. В свое время я встречал Аттакурова на разных площадках, и он возглавлял некую организацию, названия которой уже не помню. Но сказать, что он был лидером целой диаспоры, — такого не припомню.
Считаю, что ноги этих громких заявлений растут оттуда, что господину Аттакурову срочно нужно было о себе напомнить, и, возможно, он затеял какой-то проект.
— С одной стороны, экс-посол — лицо уже не официальное, но с другой — он наверняка имеет определенный авторитет и некое число своих сторонников. В связи с этим возникает вопрос: насколько компетентны подобные высказывания и стоит ли властям Кыргызстана уделять этому внимание?
— Я считаю, что власти Кыргызстана никаким образом на это не отреагируют. А уж тем более и власти России, где о существовании этого дипломата уже крепко-накрепко забыли. Кыргызско-российское сотрудничество, безусловно, носит стратегический характер. Оно имеет перспективы в социально-экономическом и торгово-экономическом планах, а военное сотрудничество является одним из основных составляющих данных отношений. Но взаимодействие между Москвой и Бишкеком выстраиваются исключительно в векторе национального суверенитета двух государств. Поэтом попытки "ввести Кыргызстан в состав российской автономии" могут вызывать либо улыбку, либо недоумение. В коротком интервью Аттакурова не приводится никаких реальных примеров, целей и задач, отвечающих на вопрос: зачем Кыргызстану входить в состав РФ? Все его слова выстраиваются вокруг неких инициатив, которые больше напоминают разговор двух торговцев на бишкекском базаре. И в итоге из этого делаются какие-то далеко идущие выводы. Да, действительно, Россия является для Кыргызстана одним из ключевых направлений в плане трудовой миграции. Многие наши граждане приняли российское гражданство. И, думаю, несмотря на закрытые границы, трудовая миграция не будет демонстрировать послабление. Но речь не идет о вхождении в состав. В свое время множество украинцев (особенно уроженцев Западной Украины) сотнями тысяч, если не миллионами работали в России, и что, Западная Украина вошла в состав РФ?.. Мне кажется, эти популистские идеи не имеют под собой никаких оснований. И завтра о них благополучно забудут, как и о самом господине Аттакурове.
Конечно, для России важны Казахстан, Кыргызстан и сама Центральная Азия. Россия является одним из гарантов безопасности южных рубежей СНГ. Россия взаимодействует как на двусторонней основе со странами СНГ в Центральной Азии, так и в рамках ОДКБ. Также Аттакурову следует перечитать цели и задачи создания Евразийского союза, потому что он (ЕАЭС) не занимается присоединеним одной страны к составу другой.
— Подобные темы затрагивают зачастую и Казахстан, в особенности российские СМИ уделяют "большое внимание" северному региону страны. Что это по-вашему? Информационные вбросы с целью посеять определенные настроения внутри государства или же у этого есть более серьезная политическая подоплека?
— Простой пример: Владимир Жириновский в прошлом году предлагал внести поправки в Конституцию России, чтобы страны бывшего СССР могли присоединиться к России. Как мы знаем, это часть его стиля и имиджа — делать громкие заявления, быть на волне медийных вбросов, привлекая к себе постоянное внимание. Наверное, по этой причине он до сих пор находится так долго в числе депутатов Госдумы. Но дальше разговоров это не идет. Я не думаю, что сама Россия заинтересована в присоединении Кыргызстана, с которым она не имеет даже общей границы. То же самое можно сказать и о Казахстане. У России есть масса своих вопросов, своя национальная повестка, своя тематика. Можно сказать, что далеко не все российское население воспринимает позитивно ту же трудовую миграцию, что мы видим в публикациях тех же российских СМИ. По этой части нет какого-то единого мнения.
— В заключение хотелось бы узнать ваше мнение касательно того, каким образом подобные обсуждения могут повлиять на отношения России и стран Центральной Азии?
— Для России и с исторической точки зрения, и в рамках современных реалий Центрально-Азиатский регион представляет в первую очередь стратегическое значение. Повторюсь, взаимодействие и сотрудничество выстраивается из национальных приоритетов каждого государства в отдельности.
Подытоживая все вышесказанное, скажу, что это просто популизм, связанный с какими-то собственными амбициями авторов подобных заявлений с целью привлечь хоть какое-то внимание к собственной персоне, — резюмировал эксперт.
Отметим, что кыргызская диаспора была возмущена заявлением экс-посла и попросила Аттакурова уточнить, в какой общественной организации обсуждалось присоединение Кыргызстана к России.
"В интервью он говорит, что среди диаспоральной общественности возникает и обсуждается такой вопрос. В какой именно организации? Пусть говорит конкретно, а иначе похоже на навязывание своего мнения. Ответственно заявляем, что в «Кыргыз биримдиги» не было и не может быть речи о присоединении нашей родины к другой стране. Мы считаем: Раимкул Аттакуров не имеет права выступать на такую тему от имени кыргызов, живущих в России. Ему стоит больше ценить суверенитет Кыргызстана", — говорит Абдыганы Шакиров.
Он отмечает, что мигранты и уроженцы Кыргызстана в России выступают за укрепление кыргызско-российских отношений, но без ущерба суверенитету республики.
"Для развития экономических отношений у нас есть ЕАЭС, куда входит пять стран. А какие-то политические и экономические трудности в Кыргызстане — они преодолимы. Наша страна переживала и более тяжелые времена", — отмечает Абдыганы Шакиров.
Позже Раимкул Аттакуров все же уточнил, что вопрос вхождения Кыргызстана в состав России "обсуждается на бытовом уровне частными лицами".
Комментируя свое заявление, экс-дипломат заметил, что он высказывал мнение общественности, а не свое личное.
"Мое личное мнение: мы суверенное государство и будем максимально стараться, чтобы оставаться независимыми", — подчеркнул Аттакуров.
По его словам, к нему обращаются соотечественники, советуясь о возможности поднятия вопроса присоединения КР к РФ.
"Этот вопрос обсуждается на бытовом уровне, я не сказал бы, что в общественных организациях диаспоры. Бывает, люди обращаются. Причины их инициативы надо спросить, конечно, у них, но я думаю, это из-за личных трудностей, жизненных сложностей и ситуации на родине", — добавил бывший дипломат.