Напомним, казахстанские родители разместили петицию на имя Президента РК Касым-Жомарта Токаева и министра образования Астаха Аймагамбетова на платформе citizengo.org, в которой просят отменить обучение школьников онлайн.
"Мы, родители казахстанских детей, категорически против электронной формы обучения. Мы считаем систему электронного образования в нынешнем его формате опасной для наших детей — для их здоровья, психики, интеллекта, социальной адаптации и мировосприятия. Идет процесс разрушения и вырождения нации!" – говорится в петиции.
Родители просят обеспечить казахстанским детям возможность получать бесплатное традиционное образование с посещением школы, где будут организованы занятия с личным физическим присутствием в классных комнатах педагогов — людей, которые будут непосредственно обучать детей.
Дабы разобраться в данной проблеме более подробно и разносторонне, корреспондент медиа-портала Caravan.kz расспросил преподавателя, родителя и эксперта по части образования.
Мы задали нашим собеседникам следующие вопросы:
1. Насколько, по-вашему, обоснованы недовольство и жалобы казахстанских родителей в отношении дистанционного образования?
2. Какие ключевые причины данной проблемы можно выделить в первую очередь?
3. Каковы, на ваш взгляд, альтернативные пути решения?
Назерке Канатбекова, преподаватель казахского языка и литературы:
1. Конечно, родители будут возмущены такой системой обучения. Это стало проблемой еще в четвертой четверти прошедшего учебного года. Дети и без этого устали во время карантина на каникулах. На выходных ученики пытались понять и ознакомиться с новой методикой обучения. Однако, сколько бы средств не выделялось, онлайн-обучение никогда не даст необходимых знаний. Дети не станут глупее, если не будут учиться пару месяцев. Главная проблема в понимании того, на какой платформе обучение более удобно и как давать детям качественное знание.
2. Прежде всего я хотела бы поговорить о понятии «дистанционное обучение». Дистанционное обучение — одна из форм непрерывного образования, которая реализует право человека на образование и информацию, что позволяет профессионалам повышать свои знания и навыки при выполнении основной функции. Существует три формы дистанционного обучения: онлайн (синхронный), офлайн (асинхронный) и вебинар. Онлайн-обучение — это форма обучения, которая в настоящее время позволяет учителям обучать детей на расстоянии с использованием интернет-ресурсов. Офлайн-обучение — это форма обучения, которая позволяет обмениваться информацией между учителем и учеником через интернет-ресурсы (электронная почта). Вебинар — это форма проведения семинаров и тренингов с помощью Интернета.
В этом отношении важно понимать, что онлайн-обучение не сможет полноценно заменить традиционные методы и не даст нужных знаний. Но в то же время многие солидарны в том, что дети не станут необразованными из-за этой пары месяцев.
Родители также возмущены из-за того, что уроки проводятся на разных платформах, что создает определенные трудности. Сейчас ученики получают образование через казахстанские онлайн-школы и также через платные приложения, как Zoom. Все стараются изо всех сил, поэтому каждый родитель должен понимать и поддерживать своего ребенка.
3. Конечно, стоять перед учеником и учить его на расстоянии — это две абсолютно разные вещи. Каждый человек по-своему эмоционален, и существуют различные методики. Как мы можем использовать их для обучения онлайн? Есть ученики, которым нужен особый контроль во время урока, чего не сделаешь в онлайн-режиме. Есть много учителей, которые владеют разными способами подачи материала. Некоторые дети не понимают тему урока, если не преподнести им это подробно. Также важно помнить, что у детей разный уровень восприятия. Но в то же время, учитывая столь непростую ситуацию, нельзя оставлять ребенка без образования, ему следует учиться. Важно помнить, что сейчас мы все должны сплотиться перед брошенными нам вызовами. С миру по компьютеру: иностранцы скидываются на обучение казахстанским школьникам
Дина Г., мать ученицы 2-го класса:
1. Обучение в этом году существенно отличается от того, что было в четвертой четверти прошлого учебного года. И я вполне понимаю родителей, подавших петицию. Рядом с ребенком, особенно обучающимся в младших классах, постоянно должен кто-то быть. В таком возрасте ребенок не в состоянии учиться самостоятельно, в дистанционном режиме. Поэтому, на мой взгляд, петиция вполне обоснованна.
2. Я считаю, что это упущение казахстанской системы. И связано это, в первую очередь, с тем, что каждая школа, каждый учитель работает в своей платформе — "кто на что горазд". Один преподаватель работает через мессенджер, другой — через почту, третий — через приложение. Это очень сложно с технической стороны. К тому же большой минус дистанционного обучения — это отсутствие обратной связи. Получается, по части уточнений и каких-то простых вопросов ребенок предоставлен сам себе.
На днях в нашей школе уволилась очень хорошая учительница математики. Она отказалась работать в Zoom, но при этом прекрасно продумала, как вести уроки через мессенджер.
Также сложность создается тем, что у каждого ребенка должен быть свой отдельный гаджет. А если у тебя трое детей, то у каждого должен быть свой телефон и ноутбук.
3. Я вижу одно решение: сделать так, что вопросы образования не ложились полностью на плечи родителей. Дети должны ходить в школу. Если в России это организовали, то почему у нас нет?.. Я считаю, что казахстанская система не готова к дистанционному обучению. Дистанционное обучение: сколько казахстанских школьников уйдут в российское "подполье"?
Василий Шахгулари, директор Международного образовательного центра “MOLODIUM”, эксперт ЮНЕСКО:
1. Родителей можно понять, потому что с марта прошло уже полгода, а жить и работать в условиях, когда дети постоянно находятся вне школы, довольно непросто. Первый момент — принятое министерством образования РК решение не стало объективным и обоснованным. Почему? Потому что с общественностью никто ничего не согласовывал. Другой момент — следовало заботиться не о том, чтобы закрывать школы, а о том, как целесообразно подойти к этому вопросу. На мой взгляд, закрывая городские школы и организовывая дежурные классы, данную проблему не решить. Дистанционное обучение: какими катастрофическими последствиями оно грозит нашим детям
2. Мне кажется, что министерство образования РК не хочет брать на себя ответственность за принятое решение, перекладывая ответственность на плечи родителей.
Почему за шесть месяцев не было принято ни одного нормативно-правового документа, касающегося работы школ в условиях карантина? Почему дистанционное обучение не стало новой формой организации учебного процесса? Возникает множество проблем, и мы это видим. Запустив такую форму обучения, наше правительство не до конца додумало, сколько детей остается без родителей — помощников в этом формате. По этой причине и происходят различные недоразумения. Я, как отец и дедушка, задаюсь вопросом: какие воспоминания и ассоциации будут у моего внука с первым сентября? Это уже вопрос морали и психологии.
3. С моей точки зрения, правительство могло бы открыть школы для обучения для начальных классов. У нас множество довольно больших школ, это можно организовать. И зачем нам сегодня оставаться в таких условиях, когда весь мир протестует против этой формы обучения? Многие открыто говорят, что способ ограничения человека не является борьбой с болезнью, а мы в то же время опираемся на одни запреты. И почему такие вопросы не обсуждаются с общественностью?..
Хотелось бы сказать непосредственно о причинах закрытия школ. У нас что, дети не подвергаются другим заболеваниями? Почему школы не закрывают во время, например, гриппа? Где логика решений? Ведь школа — это не просто учебное заведение. Это институт воспитания. Почему же никто не задумывается об этом? Наши дети — это будущее Казахстана.