Психолог рассказал, что делать, если школьники не хотят учиться на "дистанционке" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Психолог рассказал, что делать, если школьники не хотят учиться на "дистанционке"

Психолог рассказал, что делать, если школьники не хотят учиться на "дистанционке"

Специалист поделился мнением об актуальных проблемах нового учебного года.

  • 8 Сентября 2020
  • 924
Фото - Caravan.kz

Психолог Асель Дурбаева рассказала корреспонденту Сaravan.kz, с чем столкнулись казахстанские родители после 1 сентября, как эти проблемы можно решить.

В последние дни среди пользователей Казнета стал популярен вопрос: "Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?". Оказалось, что это не единственная проблема, которая появилась у казахстанских родителей после первой недели учебного года. Нехватка свободного времени, проблемы с новыми технологиями, трансляции порно во время занятий… Ситуацию прокомментировала гештальт-терапевт Асель Дурбаева.

– С какими проблемами столкнулись родители школьников в начале этого учебного года?

– Основная сложность в том, что приходится совмещать свои рабочие обязанности с сопровождением детей в онлайн-обучении. Родители разрываются между ролями и истощаются, к тому же на женщин накладываются бытовые обязанности… Если нет дополнительных поддерживающих ресурсов вроде бабушек или нянь, родители сильно устают, особенно если они ответственные и всё привыкли делать на совесть. Это грозит эмоциональным напряжением, которое иногда выливают и друг на друга. К тому же, когда все в одной квартире, мама параллельно работает, слушает урок и, может быть, моет посуду – тут создаётся какофония. Это высокая аудиальная нагрузка, а реагировать на всё нужно вовремя и адекватно. Ко мне приходят разные родители, и я не могу говорить про всю страну, а только про свой опыт. На моём опыте: родители воспринимают дистанционное обучение по-разному, в зависимости от темперамента. Если человек интроверт и ему больше нравится общение за компьютером, а живые контакты вызывают напряжение, то комфортнее учиться дистанционно. Но те родители, которые любят живое общение и коллективные мероприятия, ощутили эту разницу по-другому. На линейке они общаются, вместе переживают волнительные моменты, когда дети читают стихи и поют. Родители напитываются этим опытом, после тревожной подготовки мероприятие вызывает чувство облегчения, оно разгружает эмоции. Естественно, при дистанционном обучении этой разрядки не происходит.

– Есть ли разница между проблемами родителей первоклассников и старших учеников?

– Конечно же, представляете, сколько волнения? И приятного, оттого что ребёнок вступает во взрослую жизнь, и неприятного – вдруг что-то недокупили, забыли? У родителей первоклашки больше волнения и тревоги, чем у тех, кто это уже переживал.

– Смогут ли дети компенсировать недостаток социализации?

– Человека человеком делают коммуникации, то есть отношения с другими людьми. И сейчас, когда многие дети лишены возможности формировать навык общения со сверстниками и учителями, появится пробел в этой области. Первоклассник – это ребёнок шести-семи лет, в таком возрасте естественная задача – установление контактов, а на дистанционном обучении ей нет места, она сведена к общению с монитором. Но я склонна доверять нашим детям, у них ещё гибкая психика, они очень адаптивны и быстро компенсируют любой дефицит в виде игры. Здорово, что первоклашки тоже продолжают играть. Они, конечно, не думают: «Вот, я сейчас играю и компенсирую себе травму», а просто играют. Их бессознательное обычно само знает, что необходимо.

– Родители жалуются, что дети не хотят учиться. Из вашей практики, какие бывают причины у этой проблемы?

– Среди моих клиентов подобных случаев не так много. Но если рассматривать возможные причины вообще, то всё очень индивидуально. Например, такое бывает, если ребёнка сильно наказывают за оценки, а ему сложно даётся предмет. Он чувствует давление, если у родителей высокие планки для его оценок по математике, а ему лучше даются гуманитарные науки. Тогда может возникать сопротивление, как защита. Если ребёнок опасается, что получит тройку по математике, а за это его ещё и дома отругают, то вряд ли он будет гореть желанием идти в школу. Так же для тех, кто в дежурных классах, могут влиять отношения внутри коллектива. В таких случаях ребёнок, естественно, будет сопротивляться. Нужно выходить с ним на диалог. «Ты не хочешь в школу? Хорошо, а почему? Может, ты хочешь, чтобы вместо этого мы провели больше времени вместе, чтобы я тебя пообнимала, или ты боишься?» Не нужно вешать ярлык «лентяй», если сын или дочка не хотят в школу, и говорить: «Почините мне ребёнка». Нужно попробовать разобраться, посмотреть в глаза, послушать, что говорит, понять, что он не говорит, потому что это зачастую гораздо важнее. Если ребёнок уходит от диалога, нужно сказать: «Хорошо, ты сейчас не готов. Но дай мне знать, пожалуйста, когда будешь. Мне правда важно знать, что с тобой происходит». Ребёнок должен понять, что родитель с ним и за него, чтобы ощущать сильное плечо доминантной особи. Родитель не должен проваливаться в конкурентную позицию, где он как бы говорит: «Ах, ты так! Значит, я так!». Тогда получается, что они общаются, как ровесники. А когда взрослый человек с ребёнком меряются карандашиками, это плохо отражается на ребёнке. Родитель всегда должен принимать позицию взрослой доминантной особи, устойчивой, которую не сбивают с ног собственные капризы и истерики. Ребёнок должен понимать, что родитель бывает в разном настроении, но всегда в меру своих ресурсов постарается поддержать. Потому что нежелание идти в школу – это знак того, что что-то где-то не так.

– Что вы посоветуете делать, чтобы заинтересовать ребёнка учёбой, замотивировать?

– Эти мудрые существа — дети всё замечают. Если ребёнку говорят, что нужно читать, но он никогда не видел, чтобы в его доме кто-то читал, получается, что ртом ему говорят одно, а образом жизни – другое. И у ребёнка возникает когнитивный диссонанс, он не понимает, чему верить. Мотивировать может искренняя увлечённость родителя предметом, но только искренняя. А вообще я противница каких-то искусственных способов мотивации. Если у ребёнка нет подлинного интереса, то приклеить его не получится – будут насилие, сопротивление, испорченные отношения и скандалы. И потом оно всё равно отклеится. Работают те вещи, которые органично вплетены в культуру семьи, в ее стиль и образ жизни.

– Недавно на занятии в Zoom посторонние люди вмешались в учебный процесс и транслировали детям на экраны порно. Как это могло повлиять на детей, на ваш взгляд?

–  Это вмешательство в учебный процесс неадекватного для детей контента. Мы сейчас уязвимы в этом смысле, проникнуть в наши информационные границы очень легко. Кому надо, тот может получить любые переписки в "Ватсапе", "Фейсбуке" и других платформах. Это не новая реальность, нужно понимать, что риски давно есть, так что нужно делать здоровые допущения. Да, следует понимать, что какие-то странные люди могут проникнуть на урок в Zoom и что-то показать ребёнку. Допуская это, можно придумать, как от этого оградиться. Этим должны заняться педагоги и IT-команда той или иной школы. А пока проблему решают, раз она вообще случилась, нужно искать способы извлечь из ситуации пользу. Во многих семьях очень долго не подступаются к теме полового воспитания, потому что стыдно. Вот повод поговорить. Родителям нужно набраться храбрости и рассказать о половых различиях, зачатии, предохранении и личных границах. Объяснить мальчику, что махать половым органом в камеру не стоит, потому что это интимная часть тела, и показывать её можно только в будущем своему партнёру или врачу на приёме. Это повод поговорить о границах, в том числе собственного тела. Можно объяснить ребёнку, что оно ему принадлежит и что можно выбирать, кому разрешить прикасаться, а кому запретить. Что когда мама моет или папа сажает на велосипед – это нормально, что они касаются ребёнка, а если какой-то незнакомый дядя в парке или школе – это уже другое. И что ребёнок имеет право сказать, если ему неприятно, когда его кто-то касается, и что за это не будут наказывать.