С историей о том, как уральские оперативники ловили и сажали того, кто подозревался в угонах десятков машин, читателей “КАРАВАНА” познакомил пенсионер МВД, бывший следователь Михаил КУЗЬМИН.
Прекрасно знал методику расследования
– Каково же было наше изумление, когда оказалось, что задержанный – бывший милиционер! – начал свой рассказ наш собеседник. – Оказалось, что Шармана всего за пару месяцев до задержания уволили из органов по отрицательным мотивам. До того же он исправно ходил на службу в погонах старшего лейтенанта и исполнял обязанности участкового.
Как ему удавалось совмещать службу с автоугонами? Причем не только по месту жительства, а по всей республике, иногда даже выезжая за пределы Казахстана? Об этом Шарман позже сам рассказал следователю.
Оказалось, его прикрывал напарник. Задержали подозреваемого в Уральске, после того, как он в Казталовском районе похитил у местного чабана “Жигули” 6-й модели. На допросах он сознался еще в десятке угонов. Тут возникает вопрос: как ему удавалось так долго совершать преступления? Ответ на него подследственный дал сам: “Я ведь служил в милиции и поэтому прекрасно знал методику расследования”, – заявил он.
Поинтересовавшись, за что именно его выставили за порог милицейского ведомства, следственная группа узнала – Шарман стащил вещдок.
Оказывается, во время своего визита в ГОВД Уральска он заглянул к операм и украл из открытого сейфа изъятый у преступников пистолет Макарова.
Установить похитителя городским милиционерам удалось благодаря хорошей памяти оперативного дежурного и наблюдательности сотрудницы канцелярии. Первый запомнил, что в тот день, до обнаружения пропажи оружия, в ГОВД заходил участковый. А вторая заметила, как Шарман крутился возле того самого кабинета оперативников, откуда пропал макаров.
Когда Шармана задержали, он признался в краже пистолета и заявил, что собрался его вернуть. И, хотя коллеги ему не поверили, руководство решило сор из избы не выносить, а просто уволило воришку со службы по отрицательным мотивам. Официальным поводом стали низкие показатели участкового по раскрытию краж на вверенном ему участке. Естественно, когда же ему было раскрывать чужие кражи, когда он был занят угонами машин!
Впрочем, лишившись погон, Шарман особенно не расстроился. Он устроился слесарем в одно из городских домоуправлений и продолжил свою деятельность.
Ни "Запорожцы", ни "Москвичи" его не интересовали
Криминальный интерес подследственного ограничивался лишь продукцией отечественного ВАЗа. Он предпочитал все модели легковушек, но особенно “Нивы”. Шарман никогда не приступал к делу с бухты-барахты: от подобных необдуманных шагов его застраховала служба в правоохранительных органах.
Методика похищения, которую он разработал, оказалась проста до гениальности. Приглядев во дворах старенькие “Жигули”, он, как говорится, приделывал им ноги. Потом прятал машину в гараже у своего хорошего знакомца и ждал, пока не уляжется шум.
Обычно в те годы владельцы авто хранили техпаспорта в бардачках. Таким образом, вместе с похищенным автомобилем Шарман получал и его технический паспорт.
Примерно через месяц он вновь угонял авто той же модели и такого же цвета, но поновее. Его он пригонял в тот же самый гараж. Там при помощи газосварочного аппарата вырезал из старой машины пластину с серийным номером кузова и переваривал ее на угнанное авто, перебивал номера на двигателе, шасси и успешно продавал!
Как правило, в роли покупателей выступали торговцы с продовольственных рынков Куйбышева (сейчас Самара) и Саратова. А более старые автомобили он отдавал своему подельнику, гаражом которого пользовался. А тот, не торопясь, распродавал их по запчастям.
Всё это безобразие продолжалось до осени 1989 года, пока угонщик, наконец, не попался. Его подвела досадная мелочь: он забыл снять с зеркала заднего вида чабанской “шестерки” подвеску в виде футбольного мяча. Новый владелец также не снял мячик, и он попался на глаза приятелю прежнего хозяина авто. Тот записал номер машины, рассказал об этом своему другу-чабану, и оба они отправились в милицию. Криминальный авторынок процветает: в Казахстане стали чаще угонять автомобили
Следствие сумело доказать причастность обвиняемого к 10 угонам, и Шармана приговорили к 5 годам лишения свободы. Но уже через пару лет он вышел на свободу и вновь взялся за старое.
Главное – вовремя примириться
По словам нашего собеседника, угонщик не раз попадал в поле зрение милиции. Но посадить его было непросто, так как с некоторыми из потерпевших после передачи материалов уголовного дела в суд обвиняемому удавалось договориться. Он просто возмещал им материальный ущерб деньгами. Короче говоря, в полном объеме использовал возможности статьи, предусматривающей прекращение уголовного преследования подсудимого за примирением сторон.
Став за время своей отсидки еще хитрее и изворотливее, Шарман приобрел немало новых и очень “полезных” связей. В основном – среди представителей криминалитета Алма-Атинской и Актюбинской областей. Туда он и принялся отгонять похищенные машины. Ведь Куйбышев и Саратов были уже засвечены…
Когда в 1992 году Шарман угнал служебную “шестерку” одного из ТОО Уральска, его быстро нашли. Тщательно прочесав город, сотрудники милиции и охранники предприятия нашли ВАЗ-2106 во дворе частного дома. Тогда они еще не знали, что квартирантом его является подозреваемый.
Прикрученные к бамперам государственные номера красноречиво свидетельствовали, что машина была поставлена на учет в Актюбинской области.
Оперативники попросили хозяйку дома предъявить документы на машину, она показала им техпаспорт ВАЗ-2106, зарегистрированный на имя Шармана. Но, открыв капот, милиционеры убедились, что агрегатные данные – номера двигателя и кузова – принадлежат похищенной “шестерке”! Оказалось, что угонщик просто не успел их заменить… “Родные” госномера автомобиля лежали в багажнике.
Осознав, что на этот раз фортуна ему изменила, прятавшийся от бывших коллег в доме Шарман кинулся бежать. Но его схватили. Кроме угнанных машин во дворе у подозреваемого нашли несколько вырезанных номеров от кузовов различных машин, а также множество запасных частей к “Жигулям” и “Нивам”.
Дал подписку и опять пошел на дело
Но прокуратура по каким-то непонятным причинам не дала санкцию на арест подозреваемого, с него взяли подписку о невыезде и отпустили на все четыре стороны. Он же вместо того, чтобы задуматься о своем весьма невеселом будущем и нанять хорошего адвоката… отправился на новое дело! И угнал еще одни “Жигули”, в этот раз 7-й модели, прямо от городского рынка.
Сотрудники УВД Уральской области предвидели подобное развитие событий и выставили возле дома Шармана наружное наблюдение. Угонщика заметили в тот момент, когда он проезжал мимо оперативников в похищенном авто. В итоге “семерку” догнали и вытащили подозреваемого прямо из-за руля.
Однако вернуть его на нары оказалось делом вовсе не простым.
В ходе расследования выяснилось, что родная сестра Шармана является… судьей!
Так как женщина носила совсем другую фамилию, установить это оперативники смогли лишь по записке, перехваченной у Шармана. В своем послании он писал: “Сестренка, ты же судья, надави на ментов. Тогда, может, дадут условно…”.
Следствие обратило внимание прокуратуры и суда на родственную связь обвиняемого с судьей. И в качестве доказательства предоставило изъятую у Шармана в следственном изоляторе записку. Но после проверки та получила лишь дисциплинарное взыскание.
Шармана же суд приговорил к 3,5 года лишения свободы, и он вновь вышел из колонии условно-досрочно. За хорошее поведение. После чего взялся за старое, вновь был задержан и получил срок. Но по сложившейся уже недоброй традиции снова не досидел до конца. В заключительный раз он попадал в поле зрения правоохранительных органов в 2005 году. Однако опять был освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением сторон.
Где он сейчас и чем занимается, неизвестно. Но весь его жизненный путь свидетельствует, что Шарман вряд ли исправился… Может, просто стал опытнее?
АЛМАТЫ