Зачем telegram-каналы распространяют подробные инструкции о том, «как изнасиловать женщину», для чего это делается, и почему законодательно пресечь появление подобной информации возможно, а на практике бороться с этим может быть практически бесполезно.
Впервые информация об этом telegram-канале начала распространяться в Интернете 23 августа. Поначалу многие пользователи не обратили на это внимание, так как думали, что там описаны методы самообороны в случае нападения насильника. Однако ситуация резко изменилась, когда в соцсетях начали публиковать скриншоты, где описывалось, как правильно «напасть на девушку, чтобы жертва не дала вам отпор».
На эту проблему моментально обратили внимание активистки, которые начали распространять информацию об этом telegram-канале и призывали всех подать жалобу на аккаунт для последующей блокировки. В итоге им это удалось, был заблокирован даже резервный аккаунт, однако позднее стало известно о появлении новых каналов, telegram-ботов и даже чатов с такой же тематикой.
Подобная пропаганда насилия над женщинами – огромная проблема современного Интернета, так как пользователям предоставлена максимальная свобода и возможность высказывать даже такие ужасающие мысли. В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz выяснил, как можно бороться с распространением такой информации и могут ли подобные аккаунты реально ухудшить и без того плачевную ситуацию с насилием над женщинами в стране.
Может ли это ухудшить ситуацию с насилием в Казахстане?
По данным общественного фонда #НеМолчиKZ, в день в Казахстане пять женщин и двое детей подвергаются насильственным действиям сексуального характера. По словам руководителя правозащитной организации Дины ТАНСАРИ, это официальная статистика, заявленная в службах МВД. При этом огромное количество изнасилований остается за кадром, а многие из подобных дел даже не доходят до суда.
Ужаснее всего, что с каждым годом эта цифра только ухудшается, а казахстанское законодательство далеко не всегда справляется со своей задачей по привлечению насильника к уголовной ответственности. Наш корреспондент поговорил с г-жой ТАНСАРИ, дабы узнать, могут ли подобные telegram-каналы способствовать ухудшению и без того плачевной ситуации в стране и что движет такими людьми.
— Во-первых, это прежде всего преступление, открытая пропаганда насилия. Это однозначно подпадает под уголовную статью. Телеграмм-канал необходимо закрыть, а его создателей привлечь к уголовной ответственности. Самое ужасное, что это может способствовать ухудшению ситуации с изнасилованиями в стране. Люди ищут любую информацию по изнасилованиям, поэтому многие дела, связанные с такими правонарушениями, проходят в закрытом режиме, чтобы не было утечки данных. Я считаю, что это уголовное дело, которое прокуратура уже должна взять на контроль.
Подобный факт меня ужасно возмущает, но, к сожалению, у нас много подобных каналов, и этот далеко не единственный. Есть, например, телеграм-каналы, где размещают подробную инструкцию для педофилов: «как правильно себя вести», «как уговорить ребенка», «как сделать так, чтобы это считалось не насилием, а развратными действиями» и так далее. Закон оставляет для насильников лазейку, которая грозит им гораздо менее суровым наказанием.
— Как вам кажется, для чего люди создают такие telegram-каналы?
— К сожалению, в нашем мире существуют подобные сообщества, и их немало. Я считаю, что люди делятся на хороших и плохих, и этот баланс мы не можем нарушить. «Плохие люди» ведут свою работу, а «хорошие» свою. Это их дело жизни, они этим живут. Мы не можем понять этих людей в силу того, что они так устроены, поэтому для них нужны самые суровые наказания. Потому что они не только сами совершают насилие, так еще и распространяют его как что-то естественное.
— Как с этим можно бороться?
— У нас есть наказания практически за все: за пьяную езду, кражу в магазинах, продажу алкоголя несовершеннолетним и так далее, но когда дело касается таких вещей, у нас почему-то наказания не суровые. Я считаю, что здесь нужно наказывать действительно сурово, точно так же, как за распространение наркотиков или их рекламу, потому что это касается жизни людей. Все посягательства на жизнь и неприкосновенность личности человека должны сурово наказываться. А у нас, если посмотреть по Уголовному кодексу, например, если человек будет истязать жену: избивать ее, насиловать, подвешивать к потолку и прочее – наказание будет до 7 лет лишения свободы, а за мошенничество, например, забрать квартиру у человека путем мошенничества – от 9 до 15 лет лишения свободы. Имущественный вред считается выше, чем вред здоровью человека. Это явные недостатки законодательства.
Его необходимо полностью пересмотреть, так как наш свод законов был написан в 1959 году, и основан он был на моральных принципах того времени. И если посмотреть, то какие-то законные акты, комментарии Верховного суда были написаны с расчетом на ментальность советского человека, когда права человека не стояли на первом месте. Поэтому жизнь и права человека надо ставить превыше всего.
Также надо проводить большую работу в школах. Для меня – абсолютная норма с первого класса преподавать детям, что такое права человека. Чтобы человек, когда он оканчивает школу, уже понимал, что такое закон, нарушение законодательства, нарушение прав человека и как не нарушать чужие границы. У нас этому детей не учат, они выходят совершенно несведущими, особенно что касается сексуальных преступлений.
Юридически бороться можно, но практически бесполезно
Кроме того, наш корреспондент поговорил с отечественным юристом Сергеем УТКИНЫМ, дабы узнать, как именно можно бороться с подобными телеграм-каналами с юридической точки зрения и реально ли привлечь его авторов к уголовной ответственности.
— Безусловно, это можно классифицировать как пропаганду насилия. Вопрос в том, насколько госорганы в курсе данной проблемы, чтобы с ней бороться. Когда информация о таких случаях появляется в СМИ, то статья об этом уже приравнивается к заявлению, соответственно правоохранители должны будут ее рассмотреть, завести дело и в последующем искать эти каналы и сайты, чтобы привлечь авторов этих публикаций к ответственности и закрыть доступ к этой информации на территории Казахстана.
Правда, я не уверен, можно ли закрыть доступ к отдельному телеграм-каналу или же надо полностью блокировать мессенджер на территории страны. Вот это, по-моему, главная проблема. Но искать нарушителей надо в любом случае, если это казахстанский телеграм-канал.
— Но, по сути, юридически бороться с этим возможно?
— Можно через судебное решение ограничить доступ, даже если этот интернет-ресурс находится за границей, но техническая сторона вызывает вопросы, потому что, по-моему, невозможно заблокировать именно отдельный телеграм-канал. Думаю, Павел Дуров (создатель мессенджера. – Прим. ред.) — вменяемый человек, особенно когда дело касается насилия над женщинами. Существуют же правила ведения контента в "Телеграме", и он, как собственник, не поддерживает распространение такой информации. Думаю, реально обратиться к нему или администрации мессенджера, чтобы заблокировать это.
— Есть ли смысл писать заявление в правоохранительные органы?
— Заявление в любом случае есть смысл писать. Правоохранительные органы должны работать. Если на территории Казахстана функционирует такой телеграм-канал, то можно считать, что в нашей стране совершается правонарушение. Компетентные органы должны думать, каким образом пресечь совершение данного преступления, и привлечь к ответственности виновных. Это их задача, я понимаю технические трудности, но правоохранительные органы должны этим заниматься. Но в то же время полностью вырубать "Телеграм" будет неправильно.
Я думаю, есть смысл отправить официальный запрос в головной офис "Телеграма" через наш МИД, оповестить их о проблеме, чтобы они заблокировали подобные каналы.
— Как быть, учитывая то, что телеграм-каналы плодятся с каждым днем в огромном количестве и такие в том числе?
— Это то же самое, как бороться с порносайтами у нас в стране. Сколько их у нас запрещают и уже запрещено, но тем не менее найти нужное «видео» в Google не составит никакого труда. Вылезет миллион сайтов, из них половина будет заблокирована, а вторая рабочая. Потому что они каждый день новые появляются, то же самое будет с телеграм-каналами, но государство все равно должно с этим бороться, со всеми противоправными действиями. Эту тонкость необходимо продумать и начать с технической точки, как это можно сделать и возможно ли вообще. Если да, то тогда уже можно выпускать законодательный акт на этот счет.
У нас в законодательстве есть упоминание «интернет-ресурса» — это очень обтекаемое понятие. По-моему, любой телеграм-канал можно подогнать под интернет-ресурс, а любой канал можно заблокировать чисто с юридической точки зрения, а технически – это уже второй вопрос. Сейчас даже не нужны никакие изменения в законодательстве, спокойно можно вынести официальное решение, чтобы заблокировать определенный телеграм-канал, даже если технически это будет исполнить невозможно, но это уже второй вопрос.
Так реально ли заблокировать нежелательный telegram-канал навсегда?
На сегодняшний день телеграм-канал, посвященный культу насилия, заблокировали благодаря большому количеству обращений пользователей, которые пожаловались на распространение нежелательного контента. Однако реально ли напрочь искоренить распространение подобной информации?
В Интернете описывается несколько советов, как заблокировать нежелательный telegram-канал. Самый действенный — это кинуть одновременно около 500 жалоб на соответствующий источник информации. Причем сделать это должны реальные люди, а не боты. Совет хорош, однако есть определенные нюансы. Такая схема работает только для каналов с небольшой аудиторией. Условно telegram-канал с 50 тысячами подписчиков таким образом заблокировать получится, а вот там, где аудитория переваливает за 100 тысяч, будет гораздо сложнее.
Кроме того, новые телеграм-каналы появляются ежедневно с огромной скоростью. У того же "насильственного канала" после блокировки обнаружилось несколько резервных каналов, где быстро удалось собрать такую же аудиторию, а про каналы-подражатели, которые просто дублируют этот же контент, и вовсе говорить не стоит.
В итоге, несмотря на то что администрация мессенджера регулярно отслеживает распространение подобного контента и блокирует его, да и сами пользователи проделывают немалую работу по пресечению подобных правонарушений, плодятся подобные источники информации с невероятной скоростью. Получается, что с технической точки зрения напрочь пресечь такое беззаконие, к сожалению, невозможно. Единственный метод борьбы на сегодняшний день – это активность пользователей, которые массово отправляют жалобы об очередном появлении подобного контента, а также оперативное реагирование со стороны администрации мессенджера по блокировке источника информации.
Разумеется, самым надежным способом остается привлечение создателей таких аккаунтов к уголовной ответственности за противоправные действия. Однако, зная качество работы полиции не только в Казахстане, но и по всему СНГ, этот метод борьбы далеко не всегда оказывается эффективным.