Павлодарцев можно заподозрить в массовой паранойе - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Павлодарцев можно заподозрить в массовой паранойе

Павлодарцев можно заподозрить в массовой паранойе

Ситуация в городе сложилась такая, что любой строительный проект население встречает с подозрением.

  • 29 Августа 2020
  • 2534
Фото - Caravan.kz

Его расценивают как посягательство на общественные территории с вырубкой зеленых насаждений, перекопанными дорогами и ночным шумом. Люди говорят, что так сказывается горький опыт. Ведь многие современные постройки не привносят в городскую среду комфорта и эстетики, а только ухудшают обстановку.

Между тем на бумаге всё иначе. Существует генплан областного центра, за 15 лет документ совершенствовали трижды, не жалея десятков миллионов бюджетных тенге. Чертежи действительно хороши, но в жизни получается всё не так.

Нарисуем, будем жить

Павлодар всё чаще раздирают градостроительные скандалы. В прошлом году горожане выступали против возведения банка в одном из старейших скверов. В последнее время в зоне внимания – стадион школы № 39, куда бизнесмен намеревался “воткнуть” очередную коммерческую недвижимость. Возмущаться местные жители продолжали, пока прокуратура не обратилась с иском к городской администрации и не понудила расторгнуть договор аренды на земельный участок. Сейчас здесь организуют комплекс для детского досуга. Но эта победа –
редкая, как правило, уплотнительная и точечная застройка идет своим чередом.

Доморощенные девелоперы успешно осваивают центр города, и им удается договариваться и согласовывать свои проекты с госорганами. Потом вырубаются деревья, и людям негде гулять. Грубо говоря, люди благодаря “добрым” чиновникам получают очередную коробку здания под своими окнами. Жить становится хуже и не веселее.

Развитие окраин также не обходится без неприятных сюрпризов. Как пример – разрекламированный властями район ИЖС возле аэропорта. Коттеджный поселок зародился здесь 15 лет назад вразрез существующему генеральному плану областного центра. Полноценных коммуникаций к домам так и не подвели, а часть из них попросту сгнила в земле – сказалась близость грунтовых вод. А сегодня все с любопытством и страхом наблюдают за очередным громким проектом акимата. Компактный город было решено развивать в южном направлении. Для чего уже снесли дачный массив, разработали документацию и выделили деньги на многоэтажки.

При этом не секрет, что акимат регулярно дорабатывает генеральный план города, в котором закладываются основы развития на ближайшие годы. Основополагающий документ обновляли трижды – в 2005, 2015 и 2019 годах. Только на подготовку последней, пока незавершенной и “сырой”, версии из казны выделили почти 40 миллионов тенге. Предыдущие корректировки были утверждены правительством, а качество работы, проведенной подрядчиками, было оценено специалистами весьма высоко. Заложенные принципы градоустройства в части проработанности, анализа и предложений признавались лучшими в стране. То есть Павлодар должен был похорошеть, позеленеть, стать комфортнее, демографические показатели – вырасти. Почему же этого не происходит?

Куда дуют ветры?

Автор двух корректировок, эксперт в области комплексного управления территорией и директор консалтингового ТОО “ГеоДата Плюс” Людмила КУЗНЕЦОВА уверена, что павлодарцам ее корить не за что.

Людмила Кузнецова: Городам не хватает воздухаЛюдмила Кузнецова: Городам не хватает воздуха

 

– Я и моя команда работаем над генпланом Павлодара с 2005 года, когда получили первый заказ. В 2015 году мы вновь выиграли тендер на корректировку документации и выполнили ее. За это время много узнали о нем, душу вложили, разрабатывая стратегию развития города. Это большой труд, ответственность, и хочется видеть результаты.

– В голове у власти госпрограммы жилья и погоня за квадратными метрами. Скучная архитектура большинства городов давно сложилась, разрастаться некуда, инфраструктура устарела. Возможно ли в наших условиях не просто строить, а создавать комфортную среду обитания?

– Конечно, возможно. При соблюдении системного и комплексного подхода, включающего градостроительство, экологию, экономику. Тогда можно развивать город так, чтобы он был самодостаточен, содержал себя и смог развиваться. Даже с помощью одного знакового здания можно создать уютную атмосферу для жителей и дать развиваться бизнесу! Например, в Павлодаре планировали построить концертный зал. Мы его предложили разместить так, чтобы после посещения культурного мероприятия люди по пешеходной зоне могли бы отправиться на прогулку на Центральную набережную. То есть по зеленому коридору мы направляем поток людей, которым по пути можно будет предложить различные услуги. Тем самым мы можем создать условия для развития МСБ. Кафе, магазинчики сувенирные и пр. Ведь деньги город всё равно потратит на строительство тех или иных объектов, так эти вложенные деньги должны работать, приносить прибыль.

– И когда горожане смогут в этом убедиться?

– Дело в том, что акимат часто выбирает другие места для строительства. Важно любой объект, даже точечно расположенный, рассматривать в системе города и в комплексе. К сожалению, на практике происходит иначе.

– То есть совсем необязательно следовать генеральному плану?

– Генеральный план – это документ концептуальный, в нем указываются основные направления развития. Где лучше строить микрорайоны, а где провести реконструкцию, в каких местах необходимы парки, а где лучше развивать промышленность и так далее. С учетом геологических особенностей, социальной, экологической обстановки. Детальной прорисовкой занимаются на следующей стадии проектирования, рассматривая конкретную территорию, несколько кварталов, и здесь тоже необходим комплексный подход.

– Ваши рекомендации часто учитывают?

– Нет. Мы были категорически против возникновения района ИЖС возле аэропорта, не стали его вносить в генеральный план. Проведенная оценка показала, что, во-первых, грунтовые воды находятся слишком высоко, во-вторых, шумовой фон от деятельности аэропорта высок. Но у местных властей было другое мнение, теперь там проблемы. Бюджетные деньги на инженерную инфраструктуру “закопали”. Из концептуальных предложений не используется очень важный инструмент управления территорией – природно-экологический каркас, который был впервые в Казахстане разработан для Павлодара в 2015 году с определением регламентов застройки для улучшения экологического состояния города. Ведь градостроительными методами, застройкой определенными типами зданий можно создать эффект аэродинамической трубы или, наоборот, направить воздушный поток в нужном направлении, создавая комфортную среду. Это важно, так как в 2005 году в среднем скорость ветра в городе составляла более 5 метров в секунду, а в 2015-м – 3,5. Для промышленного центра, каковым является Павлодар, это плохо. Значит, нужны были методы, которые позволяют улучшить экологию, и мы их находили. При этом есть замечательный природный ресурс – река Иртыш, которая также должна работать на город своими просторами, давая свежий воздух. Но берег застраивают, не задумываясь об этом и перекрывая воздушные коридоры.

– Павлодар вряд ли является дурным исключением из правил. Так как же изменить подходы к строительству в стране?

– Да, ситуация типичная. Важная тема – нехватка квалифицированных кадров: нет молодых специалистов-градостроителей новой формации, нет транспортников-градостроителей, урбанистов, специалистов по комплексному управлению территорией. К сожалению, в Казахстане после распада Союза так и не создана своя градостроительная школа. Мы на долгое время потеряли возможность растить своих специалистов. В советское время научный центр по градостроительству и архитектуре на всю Среднюю Азию был в Ташкенте. Прошло более 30 лет, а мы всё еще без “науки”. Но вы меня простите! По программе “Болашак” сколько студентов отправляли за зарубежным образованием? Почему этот ресурс не использован в таком нужном направлении? Говорить о наболевшем можно часами. Я не жалуюсь ведомствам, а вношу конкретные предложения. Хочу, чтобы города задышали, чтобы в них хотелось жить и работать не только нам, но и следующим поколениям.

ПАВЛОДАР