Как выживает детский велоспорт в Алматы - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как выживает детский велоспорт в Алматы

Как выживает детский велоспорт в Алматы

Детский спорт в Казахстане всё меньше и меньше пользуется вниманием со стороны государства.

  • 28 Августа 2020
  • 569
Фото - Caravan.kz

Громкие слова с высоких трибун так словами и остаются. Пример – детский велоспорт в Алматы. В городской СДЮШОР № 1 уже закрыты отделения велоспорта на шоссе и треке, слабо тлеет огонек жизни в маунтинбайке.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Такой исход еще 13 лет назад предсказывал руководитель алматинского филиала Федерации велосипедного спорта Казахстана (КФВС) Владимир Осипов. “Происходящее сегодня способствует частичному развалу велосипедного спорта в Алматы и доведению его до нулевого уровня”, – писал он в 2007 году акиму Имангали Тасмагамбетову.

До нулевого уровня

– Тогда основной проблемой было сокращение финансирования отделения велоспорта, – рассказывает “КАРАВАНУ” Осипов. – До 2006 года наш бюджет составлял 18 миллионов тенге, которые шли на зарплаты, транспорт, инвентарь, проведение сборов, поездки на соревнования. Мы эти деньги отрабатывали, привозя медали с чемпионатов Азии, Азиатских игр и разных престижных гонок. Однако вскоре отделение стало ощущать финансовое голодание. Если раньше денежные средства поступали непосредственно нам, то теперь они выделялись на всю СДЮШОР, и уже в школе начиналось распределение. Как следствие, в 2009 году прекратились системные выезды на соревнования. Спортсмены перестали участвовать в гонках республиканского уровня, на которых нарабатывается мастерство и опыт. Если 15–16-летние ребята выезжали на старты за счет Центра подготовки олимпийского резерва (ЦОПР) Алматы, то более младшие – через СДЮШОР № 1, в бюджете которой очень сложно найти деньги. Так была прекращена подготовка и обкатка резерва.

– Все это как-то не стыкуется с тем, что как раз в то время в Алматы начинался бум массового велоспорта: стали проводиться велопробеги, появились первые велодорожки

– Да, на этой волне мы даже попытались открыть на базе нашего отделения велосипедную школу. Но не получилось. Зато появился клуб имени А. Винокурова. Его, как и наше отделение велоспорта, финансировали из бюджета. Однако выделяемые средства были несопоставимы. В то время как нам финансирование продолжали урезать, велоклуб получал его на уровне отдельной школы. Правда, он выбрал несколько иное направление, стал активно привлекать спортсменов из других регионов. Это, конечно, быстро и легко дало результат на взрослых соревнованиях, но к подготовке резерва не имело никакого отношения. За 7 лет велоклуб, несмотря на большие затраты из бюджета, так и не сумел обойти наше отделение по результатам на детских соревнованиях.

“Честная” конкуренция

– Где сейчас клуб имени Винокурова?

– В 2017 году на его базе было создано общественное объединение “Túzý jol” в форме государственно-частного партнерства. Поначалу мы рассчитывали на то, что оно будет параллельной структурой, которая не станет мешать нашей работе. Благодаря частным деньгам у него даже больше возможностей. В свое время мы желали создания в Алматы профессиональной континентальной велокоманды по примеру “Vino 4-ever”. И это воплотилось в ОО в виде “Apple Team”. Однако развивать детский велоспорт там не спешили, хотя отток к ним лучших велогонщиков отделения периодически происходил. Немудрено, ведь там были лучше условия, а главное – поездки на соревнования, пусть и недалеко – в Талдыкорган или Талгар. Поскольку у нас практически не стало возможностей вывозить детей на гонки, “Túzý jol” предлагал зачислять ребят параллельно в его состав. Дети попадали в чужие тренерские руки и уже не возвращались обратно. Это было очень некорректно со стороны “Túzý jol”. В общем, никакой честной конкуренции с частной структурой не получилось.

– Отделение велоспорта в СДЮШОР № 1 по-прежнему существовало на маленькие деньги?

– Его вообще хотели закрыть. Мы обратились с письмом к Абилу Донбаеву, который тогда возглавлял управление физической культуры и спорта Алматы. В нем мы объяснили, почему нельзя ликвидировать отделение велоспорта, находящееся в государственном управлении, передавая его функции частному предприятию. Возможно, это письмо сыграло свою роль, и в школе оставили хотя бы маунтинбайк. Шоссе и трек мы больше не развиваем. Я бы не возражал против этого, если такая ситуация сложилась бы по всей республике: все регионы отказываются от прежней государственной системы, переходят на клубный формат, начинают жить и работать в новых условиях. Но ведь это происходит только в Алматы. Из-за скудного финансирования мы и так не могли вывозить в полном составе команды на чемпионаты Казахстана среди юношей и девушек по велоспорту на шоссе и треке, а теперь сборная не ездит туда вообще. В прошлом году я вывез на соревнования несколько человек за свой счет.

– Частный клуб разве не может выставлять свою команду в чемпионатах Казахстана?

– До 2020 года команда “Apple Team” могла быть представлена на внутренних чемпионатах, но это спортсмены старше 18 лет. Сборную города среди детей 15–16 лет и юниоров формирует ЦПОР. Но и там последние 2–3 года получить финансирование на велоспорт очень сложно. ОО же не может везти детей, не состоящих в его структуре. В общем, постоянные нестыковки. В итоге ни мы не выступаем, ни “Túzý jol”.

Один старт в году

– В каком состоянии алматинский велоспорт встретил 2020 год?

– Начну с того, что в конце прошлого года президентом КФВС был избран Нурлан Смагулов. Он сразу поручил проверить состояние тренировочных баз в регионах, в том числе и в Алматы. После этого благодаря его содействию была открыта и оснащена велосипедная база на “Халык Арене”. Возможно, если бы не СОVID-19, то положительные сдвиги произошли бы и в структуре СДЮШОР № 1. Однако этого, к сожалению, пока не случилось. От школы на 2020 год была запланирована только 1 оплачиваемая поездка – летом в Костанай на чемпионат Казахстана по маунтинбайку.

На нее заложили около 800 тысяч тенге, чтобы вывезти максимальное количество ребят. Последние годы спасает то, что старты по маунтинбайку проходят поблизости – в Талгаре или Капшагае. Можно самим, на машинах, добраться. Правда, если другие команды приезжали туда, размещались и жили, то мы каждый вечер возвращались домой, а утром вновь ехали на место соревнований. Про обязательное зимне-весеннее вкатывание сборных команд мы давно забыли. Последний раз выезжали на Иссык-Куль в феврале, лет 5 назад. Да и то только на общефизическую подготовку.

– Каким вы видите выход из создавшейся ситуации?

– Нужно полностью восстановить работу отделения велоспорта в СДЮШОР № 1 по направлениям шоссе и трек, добиться финансирования выезда детских команд не только на чемпионаты Казахстана, но и на другие республиканские гонки, где формируется и проходит закалку будущая сборная города. Ну и, конечно, оснащение материально-технической базы школы. Это тот необходимый базисный минимум, на котором уже можно строить учебно-спортивную работу. Если еще и частники наладят у себя работу, то тогда детский велоспорт в городе начнет развиваться.