Как полицейские в Алматы начали "охоту" на водителей-должников по штрафам и что с этим не так - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как полицейские в Алматы начали "охоту" на водителей-должников по штрафам и что с этим не так

Как полицейские в Алматы начали "охоту" на водителей-должников по штрафам и что с этим не так

Как давно в Казахстане появились новые методы борьбы с нарушителями правил дорожного движения, могут ли полицейские провоцировать еще большие нарушения, вылавливая водителей из общего потока, и почему система "Сергек" все еще "криво работает" даже спустя долгое время после ее появления. 

  • 20 Августа 2020
  • 32532
Фото - Caravan.kz

19 августа отечественные СМИ сообщили, что у полицейских Алматы появились новые методы борьбы с нарушителями правил дорожного движения. Сотрудники правопорядка начали "вылавливать" водителей-должников из общего потока автомобилей, чтобы сообщить им об имеющихся штрафах. 

В instagram-паблике "kris.p online" появился видеоролик, где автор проверял наличие штрафов в онлайн-приложении и ничего не обнаружил. Однако, когда он ехал на работу, его "выдернули из потока" и вручили сразу девять извещений о штрафах. Как оказалось, эти нарушения были зафиксированы камерами "Сергек". Среди них и превышение скорости, и проезд на стоп-линию, и проезд по полосе для общественного транспорта, и другие нарушения ПДД. У автора второго ролика ситуация еще интереснее. У него обнаружилось сразу 26 штрафов, извещения он получил, когда его, как и первого автомобилиста, "выловили из потока". 

В полиции южной столицы рассказали, что у полицейских имеются специальные планшеты, которые интегрированы с информационными системами "Сергек". Здесь же разъяснили механизм работы: когда на определенном участке едет авто, водитель которого имеет задолженности, на планшет экипажа приходит сигнал об этом. Полицейские имеют право остановить и уведомить автовладельца о неоплаченных штрафах. 

Новый метод борьбы с нарушителями ПДД вызвал волну удивления у пользователей соцсетей. В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественными автоэкспертами и задал им следующие вопросы касательно новых способов борьбы с нарушителями в южной столице: 

1. Как давно появилась такая практика и с чем это связано? 

2. Могут ли подобными действиями полицейские спровоцировать еще большие нарушения ПДД, "выдергивая" водителей из потока автомобилей? 

3. Почему, несмотря на то что система "Сергек" действует уже достаточно давно, с ней периодически появляются проблемы? В частности, вопрос об оповещении о штрафах, о которых рассказывали водители. 

Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза

1. Признаться честно, об этом я ранее не слышал. Не могу сказать, когда это началось, но, на мой взгляд, очень правильно, что наконец взялись за таких нарушителей. Вопрос: почему так поздно? Система «Сергек» должна была это делать и раньше, но, возможно, какие-то вещи там дорабатывались. И, возможно, сейчас доделали новую функцию. Видимо, теперь сотрудники дорожной полиции имеют право останавливать автомобили и проверять их не только на наличие штрафов, но и на угон и прочие нарушения.

Если эти штрафы есть, то здесь нет необходимости в участии дорожной полиции, так как они формируются в автоматическом режиме, а человеку уже приходит уведомление на почту о наличии штрафов. А из потока, значит, «выдергивают», чтобы оповестить, что у вас имеется штраф. Хотя я не до конца понимаю смысл этого действия.

2. Наша дорожная полиция не особо церемонится, поэтому можно сказать, что культуре обращения с водителями нашим полицейским еще надо бы поучиться. Если честно, я не вижу смысла выдергивать человека из потока ради того, чтобы сказать, что у него есть больше 20 штрафов. Это не дело дорожных полицейских. Они должны предупреждать какие-то нарушения и следить за порядком, а это административное производство. Какое дело полицейскому до административного производства?

Факт нарушения произошел, в базу все это попало, теперь это дело органов административной полиции, а не тех правоохранителей, которые патрулируют город.

3. Здесь два момента. Во-первых, естественно, не нарушайте и не о чем будет беспокоиться. Если у человека более двадцати штрафов, значит, столько раз он нарушил правила дорожного движения. У меня за всю жизнь набралось максимум 10 штрафов, а тут человек нарушает, как с добрым утром. Таких людей мне совершенно не жалко, пусть их наказывают. А то, что нет уведомлений, – это действительно проблема. Я сам с этим столкнулся буквально недавно.

Еще в мае я случайно заехал в пробке за стоп-линию, а push-уведомление о наличии штрафа мне выскочило только в июле. Я, естественно, сразу оплатил его, но из-за того, что прошло три месяца, долго не мог вспомнить, где и как я нарушил, пока не просмотрел маршрут своих передвижений в тот день. Причем уведомление это пришло не на электронную почту, не на обычную, а в банковском приложении. Это действительно проблема. И я не знаю даже, с какой стороны. Когда видеофиксация только началась, уведомления о штрафах появлялись очень быстро, а сейчас, видимо, что-то у них сломалось.

На фоне последних новостей о начальнике процессингового центра, который за несколько лет забрал себе в карман 270 миллионов тенге со штрафов, значит, что к системе «Сергек» имели доступ третьи лица и делали там все, что хотели. Если у кого-то была возможность менять данные в этой базе, как им вздумается, – это кривой механизм. Система должна быть надежно защищена и фиксировать все входы и жестко контролироваться. Но, коль в ней несколько лет так копались, значит, система дырявая, и то же самое с уведомлениями. Хотя исправить систему уведомлений можно запросто. Это не требует особых затрат и времени: смс, система egov, push-уведомления, электронная почта, банковские приложения – вариантов множество.

Роман МАСЛЕННИКОВ, автомобильный журналист

1. Разберем на бытовом примере: когда я заказываю запчасти, мне всегда приходит накладная, а в этот раз ничего не пришло. Когда я позвонил узнать, в чем дело, мне ответили, что из-за пандемии с почтой все стало очень глухо. Я предполагаю, что тут может быть такой же случай. Но если у полицейского на планшете есть данные о штрафах, значит, они действительно есть, но информирование об этом хромает. Мне «А-parking» прислал квитанцию спустя два месяца, как я припарковался, сказали, что у них сейчас большая загруженность из-за коронавируса и прочее. Сейчас же очень просто все оправдать пандемией, а на самом деле у них там просто бардак.

Но это никак не освобождает водителей от ответственности. Потому что сами полицейские сейчас не будут мухлевать и вытаскивать из планшета штрафы, которых не существует. Также нельзя отрицать, что информирование, возможно, и приходило, а человек намеренно его игнорировал. Мы не можем проверить на честность каждого водителя, который рассказывает такие истории. Ну и если подумать логически. Если у человека больше 20 штрафов, значит, он не самый ответственный водитель. А когда что-то подобное происходит, то информация моментально раскручивается по соцсетям и мессенджерам, возможно, даже не совсем достоверно.

2. Мы ушли от стационарных постов и наконец перешли на нормальную западную систему патрулирования, то есть мобильное патрулирование, когда все происходит в движении. Раньше, когда полицейские неожиданно выскакивали со своим жезлом на дорогу, это могло провоцировать еще большее количество нарушений, так как водители просто пугались даже, а если еще и плохие погодные, дорожные условия, то тем более.

Если полицейские выхватывают нарушителей из потока, то, на мой взгляд, это, наоборот, хорошо. Наверняка они делают там, где движение в несколько полос, а не во дворах где-то. Также это значит, что сейчас они качают именно должников. Видимо, сверху поступила такая директива, так как необходимо пополнять бюджет государства. Этот способ абсолютно легитимный. Я бы на их месте вообще забрал права у человека, у которого 26 нарушений ПДД.

3. Когда вам приходит «письмо счастья» от «Сергека», его приносит почтальон, и ты должен в нем обязательно расписаться. В этом контексте ты можешь получить 50 процентов скидки при оплате в первую неделю. Даже если у тебя штраф был месяц назад, а курьер пришел сегодня, то скидочное время начинается с того момента, как ты поставил подпись.

Если до человека оно не дошло, то, возможно, он криво написал свой адрес, или к нему не проехать, или дом в карантине. Причин может быть много. Это надо узнавать в процессинговом центре, в чем дело. Но сейчас, когда человек пытается что-то оплатить или даже открыть, то банк тебе показывает, что у тебя штрафы, и пока ты их не погасишь, то ничего сделать не можешь.

Представители внутренних дел останавливают водителей, у которых огромные нарушения, то есть грубых нарушителей. Сейчас электронная система «Сергек» позволяет выхватывать самых грубых нарушителей, а не тех, кто однажды не оплатил парковку. Когда у человека 26 штрафов, то возникает предположение, что он мог просто наврать, что ему не приходило никаких оповещений. Сейчас можно проверить наличие штрафов по ИИН, госномеру, через egov, онлайн-банкинг и кучу других способов.