15 профессионалов строительно-архитектурной отрасли получили сертификаты. А ранее они объединили пять общественных организаций в Независимый центр подтверждения квалификации (НЦПК) специалистов в сфере архитектурной, строительной, проектной и дизайнерской деятельности. Вручая сертификаты, заслуженный архитектор Казахстана Акмырза РУСТЕМБЕКОВ пообещал, что отныне будет положен конец некачественному строительству в Казахстане.
И сообщил, что в течение следующих недель будет проведена сертификация юридических лиц по результатам работы экспертного совета НЦПК, в который войдут профессионалы, сертифицированные в этот день. Напомним, что все это происходит на фоне 30-процентного сокращения разрешительных документов и развития национальной системы квалификаций. Специалисты утверждают: для повышения качества строительных и прочих работ необходимо весь контроль перевести в саморегулируемую сферу. Тогда, мол, и ответственности будет больше…
Конечно, отрадно слышать подобные заявления, особенно когда это происходит на фоне разрушения жилого комплекса “Бесоба” в Караганде и заявлений о том, что более 90 процентов новостроек Астаны никуда не годятся. Между тем, взглянув на список получателей сертификатов, невольно задаешься вопросом: а где же они были раньше? И почему, занимая посты в своей сфере, не противостояли разгулу непрофессионализма, низкого качества строительства? Почему так дружно подмахивали разрешительные документы, когда шла хаотичная и безвкусная застройка Алматы, нарушались санитарные нормы и правила, ущемлялись права людей при изъятии? Почему же тогда профессиональная совесть помалкивала в тряпочку? И кто ответит за случаи, подобные “бесобинским”?
Акмырза Рустембеков поведал, что сами чиновники сегодня признают: лицензию на строительство многие строительные компании покупали, но ответственности не несут:
– Поэтому нам сегодня нужно определить уровень квалификации каждой компании или специалиста, чтобы они брали на себя ответственность. А мы в свою очередь, выдавая сертификаты, будем тоже отвечать за каждое их действие.
– То есть если где-нибудь в Караганде строится жилье и оно разрушается из-за неправильного проектирования или строительства, вы будете отвечать по закону? – не удержалась я от вопроса.
– Да, со временем сертификаты должны превратиться в лицензии. За рубежом они подкрепляются, например, еще и страхованием. Мы же пока должны определять, какую квалификацию имеют профессионалы в той или иной сфере. Сегодня стройкомпания, взяв лицензию, может построить киоск, а может и 10-этажное здание. Понятно же, что речь идет о совсем разных подходах. О каком фронте работ речь? К примеру, в проектной деятельности сегодня задействовано более 8000 организаций. Это даже мало. Но мы свидетели, какие некачественные сегодня архитектура, проектирование.
Облик архитектуры полностью определяет государство. При этом оно не советуется с обществом, мы же хотим добиться, чтобы и с обществом считались. Это принесет пользу всем.
Так хотелось бы надеяться на это…