Риск – дело благородное - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Риск – дело благородное

Риск – дело благородное

Система риск-менеджмента “Самрук-Қазына” позволила группе смягчить последствия коронакризиса.

  • 14 Августа 2020
  • 5396
Фото - Caravan.kz

Такое мнение высказал управляющий директор по правовому сопровождению и рискам ФНБ Андрей КРАВЧЕНКО на брифинге в четверг.

По его словам, по плану группа компаний ожидала убыток по итогам I полугодия 2020 года в размере 150 миллиардов тенге, однако своевременно предпринятые меры позволили группе не только достигнуть положительной динамики, но и заработать около 212 миллиардов тенге чистого дохода. Консолидированная чистая прибыль фонда по итогам нынешнего года ожидается на уровне 421 миллиарда тенге, что в 1,5 раза больше запланированного.

– Несмотря на падение спроса на товары и услуги компаний группы, нам удается проходить период без перебоев, – сказал А. Кравченко. – И мы достаточно уверенно смотрим в будущее. В текущем году фонд выплатит рекордные дивиденды единственному акционеру, правительству РК, в размере 120 миллиардов тенге, что в 10 раз больше показателя 2017 года. Хорошо отлаженная система риск-менеджмента дает возможность заблаговременно подготовиться к неблагоприятному развитию ситуации в бизнесе и экономике, смягчать их последствия и обеспечивать устойчивость в бизнесе.

Андрей Кравченко отметил, что пандемия является причиной снижения объемов доходов отдельных нацкомпаний. Однако диверсифицированность портфеля активов и проведенная масштабная оптимизация расходов, по его словам, увеличивают уверенность в стабильности бизнеса даже при самых неблагоприятных условиях кризиса. Если в одних секторах экономики группа сокращает доходы, то в других наращивает активность.

Три компании группы ФНБ показывают сегодня рост активности.

Это – АО “Самрук-Энерго”, у которого растет спрос на электрическую энергию, АО “Казахтелеком” – у него растет спрос на услуги по доступу в Интернет и онлайн-сервисы, и АО “НК “Казатомпром” – цены на уран растут, что отражается на росте акций самой компании.

Совет директоров и правление АО “ФНБ “Самрук-Қазына” сейчас видят 26 рисков, 11 из них – критические и могут отразиться на работе группы компаний.

Одними из таких являются риски продолжения пандемии и изменения цен на нефть. Из-за пандемии упали объемы бизнеса отдельных компаний. Поэтому планы их развития пересмотрены, расходы сокращены. Также компании продолжают исполнять все рекомендации по снижению риска заражения своих работников.

Волатильность цен на нефть сильно влияет на курс тенге. Это несет большую опасность ухудшения платежного баланса для предприятий, которые имеют долги в валюте. До недавнего времени такие долги имели АО “НК “КТЖ”, Экибастузская ГРЭС-2 и АО “Эйр Астана”.

– Совсем недавно компания снизила долг в твердой валюте – 217 миллионов долларов – за счет рублевого займа. Перевели свои долги в тенге Экибастузская ГРЭС-2 и АО “Эйр Астана”. Общая сумма изменений по двум компаниям составила 120 миллиардов тенге. Эти меры позволяют не допустить убытки из-за курсовой разницы в миллиарды тенге, – сказал А. Кравченко.

До недавнего времени в списке рисков сохранялась угроза изъятия активов в результате судебных разбирательств за рубежом. Но разбирательство по аресту доли акций турецкого “Шекербанка” на сумму 38 миллионов долларов положительно разрешилось для фонда. После переговоров и судебного рассмотрения 5 июня 2020 года арест с собственности фонда был снят.

Также 6 августа 2020 года окружной суд Южного округа Нью-Йорка вынес решение в пользу фонда в споре с группой истцов, где необоснованно предъявлялись претензии на сумму 20 миллионов долларов.

В то же время есть и пострадавшие. Прежде всего, это отрасль пассажирских перевозок. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), спрос на пассажирские авиаперевозки во всем мире за I полугодие 2020 года снизился на 58 процентов. Таким образом, текущий год стал самым худшим за всю историю мировой авиации.

Тем не менее АО “Эйр Астана” успело укрепить свою ликвидность, снизить кредитные риски, сохранить рабочие места и запас прочности без помощи со стороны государства или фонда.

В свою очередь, отрасль железнодорожных пассажирских перевозок, по словам Андрея Кравченко, при первом же смягчении карантинных мер готова к восстановлению перевозок пассажиров.

Алматы