Через Прагу, далее – везде…
Прямого рейса из Казахстана в Венгрию нет. Поэтому вылетаем – Алматы – Прага, откуда небольшой чешский самолет доставит в Будапешт, который еще называют “восточным Парижем”. Почему Парижем? Возможно, из-за огромного количества архитектурных памятников эпохи барокко, незабываемой атмосферы романтики, отличной кухни и прекрасной музыки.
Впрочем, для человека, который не бывал в Париже, Будапешт с лихвой окупит обе столицы. Никого не удивляет, например, тот факт, что многие гостиницы в Будапеште носят название гранд-отелей, что означает только одно: им более 100–150 лет. В одном из таких – на тихом и покрытом зеленью острове Маргит – мы и поселились.
Здесь можно принять лечебные водные процедуры, не выходя из отеля, окунаясь то в теплые, пахнущие сероводородом источники, то согреваясь в турецкой бане, то получая шоковую терапию в ледяном проходе между бассейнами.
Остров Маргит, названный так в честь дочери короля Белы IV, расположен в самом сердце Дуная. Суровы были венгерские короли! Бела IV дал обет отдать свою 10-летнюю дочь Маргариту в монастырь в случае избавления от нашествия монголов. После победы он выполнил свое обещание. Его дочь умерла в возрасте 29 лет. А остров получил ее имя.
Девушка с рыбой, ботиночки, парламент…
Знакомиться с Будапештом лучше пешком и с фотоаппаратом в руках, чтобы запечатлеть его знаменитые мосты, величественный парламент, великолепный Рыбацкий бастион. Поражает и гора Геллерт с ее знаменитой Статуей свободы, которую венгры шутливо называют “девушка с рыбой”, хотя в своих дланях над головой она держит пальмовую ветвь. К слову, туристы тоже развлекаются, сравнивая многие памятники величественной площади Героев со своими героями. Например, казахи находят сходство 12 королей, князей и кардиналов, украшающих памятную композицию на площади, с образами казахских биев и батыров. Кто знает, может, в этом есть своя доля правды, ведь корни у нас общие имеются.
Говорящие камни мостовой
Мадьяры, как еще называют себя венгры, любят и почитают свою историю. Это заметно по тому, как бережно относятся они даже к камню на мостовой, к каждому строению, будь то королевский дворец в Будапеште, древняя базилика в Эгере или крестьянский домик в Тихани. Поражает, с какой любовью и трудолюбием восстанавливается каждый уголок старинной Венгрии, – по старым фотографиям, схемам, чертежам, да и материал используется исключительно традиционный – дерево, камень, известняк.
История Венгрии хранит немало и трагических, и величественных страниц. На ее землях жили кельты и римляне. Проходили здесь гунны, авары, славяне. В 895 году сюда пришли семь венгерских племен и через сто лет провозгласили образование Венгерского государства. Буда и Пешт пережили нашествие монголов, почти 150 лет были в составе Османской империи и более 400 лет – во владении королевской династии Габсбургов. Во время Второй мировой войны старинные здания и улицы Будапешта пострадали от бомбежки. Здесь не любят вспоминать, что Венгрия сначала приняла сторону Германии. “Мы не ограничиваемся лишь одним периодом истории, ведь мы знали разных завоевателей и выстояли”, – говорят венгры.
К слову, мы оказались в Венгрии как раз перед национальным праздником, который мадьяры считают и трагическим днем: 23 октября 1956 года в Будапеште началось вооруженное восстание против просоветского режима Венгерской Республики. Оно было расстреляно танками. Результатом этой бойни стала гибель 2,5 тысячи венгров и 700 советских солдат. Премьер-министр Венгрии Имре Надь, поддержавший мятеж, был казнен. Позже его объявили национальным героем Венгрии.
Есть анекдот, что Юрий Андропов, в то время посол СССР в Венгрии, еле унес ноги: его вывез в мусорном баке один венгр, который потом стал получать пожизненную пенсию от СССР… Многие венгры были против восстания и охотно помогали советскому правительству. Были и герои, спасавшие дипломатов… В 56-ю годовщину по местным телеканалам крутили документальные фильмы с участниками тех событий, много обсуждали.
Но жизнь идет своим чередом, венгры активно строят будущее, хотя не забывают и о прошлом.
Белая роскошь королей
Белым золотом венгров называют знаменитую продукцию фарфоровой мануфактуры “Херенд”. Мы посетили несколько ее мастерских, где специально для туристов воспроизвели производственную цепочку производства этого дорогого и престижного фарфора. Из изделий этих мастерских едят и пьют сегодня не только короли, но и люди, не обделенные богатством и вкусом. Поговаривают, что производство фарфора в Венгрии возникло из желания повторить изготовление китайского фарфора, секрет которого жители Поднебесной сохраняют в тайне. Но в Саксонии один пытливый ум все же разгадал чудесный состав из порселана, каолина, полевого шпата и воды, который позволил создавать белоснежные фарфоровые изделия, и не только. И фарфоровые мануфактуры стали открываться по всей Европе.
Кстати, в честь свадьбы принца Уильяма в Венгрии был изготовлен комплект посуды под названием “Уильям”, повторяющий цветочный орнамент набора его прапрабабушки, но в более сдержанных тонах. Сам по себе белый фарфор является очень дешевым, главное его богатство и ценность составляет кропотливая работа более чем 400 художников, которые вручную наносят рисунок.
Термы и курорты
Один из русскоязычных туристов, встретившихся нам на нашем длинном пути, выразил словами главную, почти национальную черту венгров: “Они очень уважают себя, а потом уже других”. Относится это в большей мере и к здоровью: утро и вечер превращают дорожки вдоль Дуная в сплошные ряды бегущих людей – молодых и старых. Поэтому даже очень плотная, жирная пища не откладывается у местных жителей лишними килограммами. Заниматься спортом и принимать лечебные ванны – модно. В самом деле, почему бы и не наслаждаться термальными источниками в полной мере, если природа щедро одарила ими Венгрию, и в особенности Будапешт? По некоторым данным, в Будапеште насчитывается больше 120 источников, а по стране – более 1300.
Путешествуя по Венгрии в небольшом автобусе, мы обнаружили, к примеру, кардиокурорт для сердечников в Балатонфюреде: здесь можно бесплатно отведать минеральной воды с большой примесью железа, очень полезного для сердца, в Хевиз же, наоборот, путь сердечникам заказан, зато можно подлечить любые нарушения опорно-двигательного аппарата, а минеральная вода приятно действует на желудочно-кишечный тракт.
Как появилась “Бычья кровь”?
Венгрия – один из самых крупных в мире производителей вина. На ее территории находится 22 винодельческих района. Для многих мадьяр это основное занятие.
История венгерского виноделия ведет свое начало с XII века, а токайские вина в XVI веке уже пользовались широкой известностью и вывозились в Германию, Польшу, Францию, Англию, Голландию, Россию.
Самые главные богатства венгров – солнце и виноград – дарят вину неповторимые оттенки вкуса. В Эгере мы попробовали белое вино “Овечий хвост”, получившее это название от винограда, гроздья которого, свисая, напоминают овечий курдюк. Сомелье Петр, разливавший это вино порциями в наши бокалы, рассказывал, что существует поверье, мол, если в брачную ночь молодожены разопьют бутылку этого вина, то у них родится сын, если две бутылки – родится двойня. “Если они выпьют три бутылки, то в эту ночь ничего не случится”, – продолжил уже с шуткой венгр.
Эгер считается родиной знаменитого красного сухого вина “Бычья кровь”. Виноградарство и виноделие в этих краях начались после прихода венгерских племен. До XV века в Эгере выращивались только белые сорта. К концу XV и началу XVI века структура производства изменилась, и большое значение стали иметь вина красных сортов.
Наш гид Богдан Иванив рассказал, что традиция называть здешнее вино бычьей кровью пришла из времен Османской империи. Турки, так и не сумевшие взять крепость Эгера, увидев как-то могучих венгров, напившихся красного вина, которое у них буквально стекало с бороды кровавыми струями, породили легенду: мадьяры пьют не вино, а бычью кровь, оттого и обладают такой недюжинной силой.
Страсти по охоте
Современная Венгрия – одна из лучших в Европе стран для трофейной охоты, у нее богатые охотничьи традиции.
– В Венгрию ежегодно приезжают десятки тысяч туристов из СНГ. Некоторые – специально, чтобы поохотиться. Для этого организуются настоящие VIP-туры, – рассказывает нам владелец туристической компании “1000 дорог” Александр БАРАНОВ. – Здесь водятся косули, благородный олень, лань, муфлон, кабан, заяц. Ко всему прочему можно охотиться на птицу – фазана, куропатку, утку. Для охоты только понадобятся охотничий билет и лицензия. Охотиться здесь – истинное удовольствие, поскольку у венгров – давние традиции. Есть, например, любопытный обряд – отпевание животного. Красивая мелодия трубится в охотничий рожок… В советское время в этих лесах охотились Брежнев, космонавты Титов и Леонов, нынче можно часто встретить Ястржембского. Не брезгуют здешней охотой и король Испании Хуан Карлос, шведский король Карл XVI Густав…
“Позор Европы” производят в Венгрии
В один из дней пребывания в Венгрии нас, казахстанских журналистов, угостили знаменитой гусиной печенкой – фуа-гра. Гиды, потчуя нас этим деликатесом, с гордостью рассказывали, что выращивать гусей для фуа-гра нынче даже во Франции запрещено, поэтому сей скандальный деликатес, получивший название “Позор всей Европы”, теперь во Францию возят только из Венгрии.
Гуся обездвиживают, насильно кормят через трубочку и поят спиртным до тех пор, пока у него не случится цирроз печени, вот тогда, гипертрофированная, она обладает удивительным вкусом.
Впрочем, это не единственное блюдо, которое можно отведать в Венгрии: традиционный гуляш с паприкой, уха из нескольких видов рыбы, оленина и кабанье мясо тут в большой чести. Ведь еще Венгрия – страна больших гурманов.