Как и ожидалось, новый учебный год стартует в режиме дистанционки. За парты сядут лишь 157 тысяч учеников отдаленных сельских школах, и по заявлению родителей примерно 530 тысяч малышей будут ходить в дежурные классы. Грызть гранит науки онлайн будут 2,6 миллиона школьников.
При этом, как признался на этой неделе в ходе заседания правительства министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, у 24 тысяч учителей и 185 тысяч детей из многодетных и малообеспеченных семей нет компьютеров, еще у 2 000 педагогов нет доступа в Интернет. Не всё гладко и с телеуроками: на первую четверть нужно 6 000 видеолекций. Их до сих пор снимают, но проблема в другом: транслировать образовательные ролики будут по телеканалам “Ел Арна” и “Аль-Фараби”, которые не показывают в 604 населенных пунктах страны. Школьники, правда, живут лишь в 314 из них, но тут дело не в количестве. До 1 сентября минобр обещает решить проблему за счет ретрансляции местных каналов и установки спутниковых антенн.
Но в ведомстве признают: простой дистанционка не будет и вводится исключительно в целях сохранения здоровья учителей и учеников.
Поколение очкариков и сколиозников
Вот только, как прогнозируют эксперты, в будущем спасенные от коронавируса дети и учителя могут столкнуться с другими серьезными проблемами.
– Мы после апреля и мая проводили опрос студентов о том, как им далась дистанционка. 27% опрошенных сказали о том, что им сложно сосредоточиться, потому что домочадцы ходят и сбивают с мысли, еще столько же о том, что у них ухудшилось восприятие, потому что нет коллектива. Более половины отметили, что заданий стало больше, чем при традиционном обучении, при этом респонденты из сельской местности рассказывали, что для того, чтобы отправить выполненное задание преподавателю, им приходилось уходить за несколько километров от дома, потому что Интернет ловит не везде. Но у нас в сентябре – октябре в северных регионах уже достаточно холодно, а проблемы с Интернетом никуда не делись. При этом почти треть опрошенных студентов отметили ухудшение зрения, боли в спине и другие проблемы со здоровьем, – рассказывает аналитик исследовательского центра “Сандж” Татьяна КУДАШЕВА.
А студенты, к слову, уже считаются взрослыми и самостоятельными людьми, отвоевавшими личное пространство в доме. С более-менее сформированным мировоззрением и здоровьем. Так что все их проблемы не только актуальны для школьников, но и в разы сильнее проявляются. Стало быть, после дистанционки мы рискуем получить поколение сколиозных очкариков, без должного уровня мотивации и социализации.
И тут еще неизвестно, что хуже.
– Я считаю, что если в дистанционном обучении старших классов можно кроме минусов разглядеть и плюсы в виде навыков самостоятельной работы и поиска материалов, то с младшими классами всё сложнее. Школа ведь не только учит, но и воспитывает. В первый класс дети приходят разными, кто-то долго плачет, не может привыкнуть к коллективу, кто-то не слушается. И тут очень важна роль учителя – он может похвалить, погладить по голове, а это тоже очень важно, малышам нужен тактильный контакт!
Учитель становится для ребенка неким авторитетом, который объясняет ему, насколько важно учиться. Именно через личный контакт происходит адаптация ребенка к новому этапу жизни.
Поэтому я, если честно, не очень представляю дистанционное обучение в первом классе. Боюсь, что нам потом придется этот этап наверстывать, – говорит председатель РОО учителей и преподавателей “Ар-Намыс” Галия АМИРТАЕВА.
О важности социализации говорит и Татьяна Кудашева, но куда важнее, по ее мнению, другая проблема:
– Больше всего, на мой взгляд, пострадают дети из так называемых уязвимых слоев населения. Если состоятельные родители потом смогут наверстать упущенные знания и навыки за счет каких-то дополнительных занятий, то у малообеспеченных такой возможности может просто не быть. А это значит, что накопленные за время дистанционного обучения пробелы они ликвидировать не смогут. Кроме того, не стоит забывать, что чем выше благосостояние семьи, тем проще ей обеспечить ребенку нормальное рабочее место в доме, снабдить его компьютером и хорошим Интернетом, – прогнозирует она.
Не лучше и участь учителей: апрель и май показали, что проверять тетради с экрана смартфона куда сложнее и дольше, чем вживую, а тут еще новые задачи нарисовались.
– Пока не очень понятно, как учитель будет одновременно давать задание тем детям, которые пришли в дежурный класс, и тем, кто учится дистанционно, – отмечает Галия Амиртаева.
Спасти детей и учителей, по мнению казахстанских экспертов, можно только лишь за счет повышения статуса педагога.
– У нас основная проблема взаимоотношений работодателя и работника в том, что первые уверены, что вторые ничего не делают. Поэтому учителей заставляют писать кучу отчетов! Прибавьте сюда родителей, которые тоже не всегда готовы включаться в образовательный процесс, и поймете, в каких условиях работают учителя. Я считаю, что сейчас надо дать учителям как можно больше самостоятельности – они сами должны решать, какой материал обязательно дать детям, а какой можно пропустить. И вместо ежедневных отчетов администрация школы могла бы раз в неделю собирать всех на zoom-конференцию и просто общаться, обсуждать возникшие вопросы и сообща их решать, – говорит Татьяна Кудашева.
Да и учителям с родителями не мешало бы общаться без формализма: вместо требований об обязательной отправке видеоотчета о том, как у ребенка прошел урок физкультуры в домашних условиях, объяснить родителям важность физической активности между уроками.
Ну и, конечно, с учетом выросшей нагрузки должна расти и зарплата педагогов.
– Повышение зарплаты, которое нам обещали, произойдет только после сдачи специальных тестов. Но из-за карантинов сроки этих тестов постоянно переносятся. Сейчас ожидается, что мы сможем пройти тесты с 16 по 31 августа. Но вы только представьте, какая это будет нагрузка на информационные системы – столько учителей проверить разом! А какая это нагрузка на психику? Тут или к учебному году готовиться, или к своим собственным тестам, – рассказывает Галия Амиртаева.
Хочешь быть умным – плати
Международные организации тоже подсчитывают возможные потери в образовании, связанные с пандемией. По данным ООН, пандемия приведет к самым серьезным нарушениям в системах образования в мире за всю историю и угрожает потерей навыков и знаний, способной охватить не одно поколение учащихся. Как сказано в концептуальной записке Генерального секретаря ООН Антонио ГУТЕРРИША “Образование в эпоху пандемии COVID-19 и последующие годы”, бросить учебу могут 24 миллиона учащихся по всему миру. Почему переход на дистанционное обучение расшатал нервы родителям и детям — педагог и психолог
Более персонализированный прогноз для Казахстана уже дал Всемирный банк:
– Только 17% казахстанских учеников говорят о том, что у них есть компьютер дома. Но это не значит, что у них есть отдельная комната со своим личным компьютером, где у них есть возможность обучаться и иметь доступ ко всем ресурсам. Смотрели уроки 40–45% учеников. Но у большинства из них не было возможности связаться с учителем и обсудить сложные и непонятные моменты. Таким образом, мы прогнозируем, что результаты казахстанских школьников в международных исследованиях типа PISA могут в будущем стать еще хуже. Примерно 70% казахстанских школьников понесут потери функциональной грамотности. И в будущем они будут испытывать трудности с получением работы с высокой оплатой. И что еще важнее, будет расти разрыв между знаниями детей из обеспеченных и бедных семей, – проанализировав последнюю четверть прошлого года, говорит ведущий специалист Всемирного банка по вопросам образования в Центральной Азии Айша ВАУДА.
Наверстать упущенное, по мнению международных организаций, можно за счет увеличения финансирования образовательных программ в странах после коронавируса.
Но с этим, как отмечают эксперты, тоже могут возникнуть проблемы: пандемия уже стала причиной сокращения бюджетов, а что будет дальше? И согласятся ли правительства вкладывать еще большие деньги в школу на фоне тотального дефицита денег?
Всё это верно и для Казахстана в том числе, но пока с правительственных трибун об этом не говорится. Чтобы облегчить детям дистанционку, отечественный минобр в первой четверти нового учебного года проведет единые классные часы на следующие темы: как учиться дома, через Интернет; основы гигиены; киберкультура; важность дыхательной гимнастики и физических упражнений. А что будет дальше – коронавирус покажет.
НУР-СУЛТАН