Самое пикантное в коррупционной истории то, что мздоимство в управлении Государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования акимата СКО долгие годы было поставлено на поток. Свежеосужденный Батырбек Калабаев стал уже третьим (!) по счету руководителем ГАСКа в регионе, загремевшим на скамью подсудимых прямо с рабочего места.
Калабаев возглавил ГАСК в апреле 2019 года и проработал в этой должности лишь 10 месяцев. Судя по материалам дела, трудовая деятельность бастыка была насыщенной.
В первые дни работы нового начальника в ГАСК обратился некий житель села Талшик Акжарского района, который жаловался, что физкультурно-оздоровительный центр в районе строят некачественно. ГАСК проверил, выявил нарушения, подрядчика привлекли к административной ответственности.
Тут вскоре Калабаеву поступает поручение прокуратуры района провести проверку уже в отношении заказчика этого объекта. У прокуроров возникли вопросы по поводу эффективности использования 235 миллионов бюджетных тенге при строительстве.
Как следует из материалов дела, Калабаев позвонил заместителю акима района, от лица которого был заключен договор на строительство ФОКа, пригласил на личную встречу, чтобы обсудить письмо прокуроров. При встрече начальник ГАСКа огорошил его, что заказчика и подрядчика придется снова строго наказывать. В ответ районный замакима предложил Калабаеву взятку в виде туши лошади. Позже начальник ГАСКа сообщил ему, что нарушений со стороны заказчика проверка ГАСКа не нашла. И поставил вопрос ребром: а где же лошадь?
У районного чиновника туши, которую он обещал, не нашлось. И дошло до того, что конину он стал клянчить у подрядчика. Тот дал исключительно в долг и – только половину туши. Калабаеву передали мясо на въезде в Кокшетау. Взял, сколько было.
Еще один эпизод в трудовой деятельности и уголовном деле Калабаева – история с проверкой строительства школьных крыш в Айыртауском районе. Прокуроры выявили нарушения в Саумалкольской и Лобановской школах. В ГАСК надзорный орган направил представление о нарушении законности. Рядовой специалист этого управления подтвердил все прокурорские замечания, законность должна была восторжествовать. Но в это время Калабаев был должен 250 тысяч тенге своему подчиненному – начальнику отдела Ерлану Кенжеболатову. Похоже, именно это обстоятельство решило вопрос.
У подрядчиков, которые допустили нарушения, Калабаев и Кенжеболатов взяли взятку, чтобы покрыть этот долг. Ровно 250 тысяч.
Совсем скоро Калабаев и Кенжеболатов замахнулись уже на 400 тысяч тенге. Деньги Кенжеболатову предложили за то, что он организует акт ввода в эксплуатацию механизированного тока, который в Тайыншинском районе построили без разрешительных документов. Кенжеболатов довел предложение до Калабаева, тот согласился. Каждый надеялся получить по 200 тысяч. На них и погорели – были задержаны с поличным.
В суде Калабаев и Кенжеболатов вину признали, в содеянном раскаялись. Для Калабаева наказанием за получение взятки группой лиц по предварительному сговору стал штраф в 26 миллионов тенге. С учетом того, что осужденный находился под стражей и под домашним арестом, заплатить предстоит 25 миллионов 700 тысяч тенге. Его напарник Кенжеболатов должен раскошелиться на 21,5 миллиона тенге.
Коррупционные традиции
В кресло начальника ГАСКа Калабаев сел после громкого скандала с прежним руководителем. Марат Аблаев стал настоящей звездой профилактических роликов Антикора. Его задержание и приговор за коррупцию в качестве урока демонстрировали буквально всем госслужащим региона.
Аблаев был осужден за создание целой коррупционной схемы получения взяток за сдачу экзаменов и выдачу экспертам аттестатов технического надзора в сфере архитектурной и градостроительной деятельности.
Эксперты с такими аттестатами дают право компаниям, где они работают, осуществлять деятельность по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений.
Следствие установило, люди, которые должны были сдавать экзамены, фактически на них отсутствовали, вместо них приходили подставные лица. Кроме того, вносились ложные сведения о трудовом стаже кандидатов в трудовые книжки. Больше того, с помощью входа в компьютерную программу была возможность свободно корректировать результаты экзаменов.
Сдавать экзамены по такой схеме желающих было немало, причем со всего Казахстана. Сумма взяток составляла от 700 до 1 500 долларов.
Марат Аблаев получил 8 лет лишения свободы.
А масла в огонь этой истории подлило то, что он возглавил ГАСК области после Валерия Затая, который тоже был осужден за мздоимство. И это было также громкое дело. Ведь Валерий Затай долгое время был бессменным главным архитектором СКО. Его имя высечено даже на памятнике Абаю и Пушкину, который является визитной карточкой Петропавловска. Уйдя с должности главного архитектора области, Затай стал руководителем ГАСКа и сразу же попался на взятке. 1 500 долларов он взял за ускоренное беспрепятственное получение лицензии. Наказание – штраф в 30 миллионов тенге. Среди смягчающих обстоятельств суд тогда назвал вклад осужденного в социально-экономическое развитие региона.
После приговора Затаю ГАСК и превратился в учреждение, которое регулярно покрывало себя несмываемой коррупционной славой благодаря задержанию руководителей. Ситуацию обсуждали на многочисленных совещаниях по борьбе с коррупцией, озвучивали меры, занимались профилактикой. Но, судя по приговорам суда, полтуши лошади оказались ближе к телу.
Мотивация на честность
Сегодня жителей региона беспокоит не только борьба с мздоимством, но и судьба заместителя акима СКО Антона Федяева, который по новому Закону о госслужбе подал в отставку после уличения Калабаева в коррупции.
Антон Федяев заявил, что в любом случае все процедуры будут соблюдены. Заявление об отставке подается в десятидневный срок после вступления в законную силу обвинительного приговора на имя акима области. Руководитель региона вправе принять или отклонить прошение об отставке.
Реакция североказахстанцев на эту новость не заставила себя ждать. В соцсетях пользователи стали горячо поддерживать заместителя акима области и высказываться против его отставки.
Главный аргумент – имя этого чиновника прежде не встречалось в коррупционных скандалах и, как считают люди, он знает толк в работе.
– Если такие госслужащие будут уходить в отставку из-за каких-то прохвостов, кто же останется? – вопрошают жители.
А вот о том, что с коррупцией бороться надо, – в этой переписке добросердечных североказахстанцев почему-то ни словечка.
ПЕТРОПАВЛОВСК