“СК-Фармация” уходит в монополисты? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“СК-Фармация” уходит в монополисты?

“СК-Фармация” уходит в монополисты?

Недавно премьер-министр Казахстана Аскар МАМИН дал ТОО “СК-Фармация” право на оптовый закуп лекарств для продажи их через аптеки.

  • 31 Июля 2020
  • 1784
Фото - Caravan.kz

Согласно постановлению правительства № 468 “О некоторых вопросах деятельности ТОО “СК-Фармация” правительство наделило компанию полномочиями по оптовому закупу лекарств для реализации в розничной сети по предельным ценам. Основанием документа стали подпункт 1) пункта 1 статьи 192 Предпринимательского кодекса и подпункт 2) пункта 1 статьи 6 Закона “О национальной безопасности”. Документ вступил в силу 23 июля.

Объясню более популярно. Дочернее предприятие министерства здравоохранения “СК-Фармация” – оператор по централизованной закупке лекарств для системы здравоохранения. Все государственные и коммунальные больницы, госпитали и поликлиники получают лекарства через него. Это минимум треть всего рынка лекарств Казахстана.

Сегодня фармрынок РК оценивается в 500 миллиардов тенге. То есть ТОО контролирует закупки в 150–170 млрд тенге ежегодно.

Цель создания “СК-Фармация” была благая: собрать в одном месте все закупки и поставки лекарств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и сэкономить бюджетные деньги за счет закупа напрямую у производителей. Получилось все ровно наоборот.

2010 год. Глава “СК-Фармация” Вадим Зверьков решил сэкономить и купил непатентованные препараты для детей, зараженных ВИЧ. Конфликт дошел до мажилиса. Итог – Зверьков ушел со своего поста.

2016 год. Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев раскритиковал “СК-Фармация” за постоянный дефицит лекарств. Через полгода уже глава государства поручил министру здравоохранения Елжану Биртанову обновить руководство компании.

– Это стало мафией. Они не дают возможность строить фармацевтические фабрики. Выгони всех, кто в “Фармации” сидит. Выгони, поставь новых людей и обеспечь разбирательство, куда деньги деваются. Новых людей набери, – заявил тогда Президент.

Осенью 2017 года был арестован председатель правления “СК-Фармация” Максим Касаткин. Его подозревали в лоббировании интересов одной из компаний-поставщиков. По версии следствия, он вместе с сообщниками похитил 1,8 млрд тенге из бюджетных средств, выделенных для закупа лекарств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

В 2017 году Болат Азбергенов, заместитель руководителя Национального бюро по противодействию коррупции, сообщил о расследовании коррупционной схемы, действовавшей в “СК-Фармация”. Вместо оптовой надбавки в 15 процентов ТОО завышало цену на лекарства в несколько раз. За нарушение антимонопольного законодательства на фирму был наложен штраф в 1,3 млрд тенге.

Следующее руководство тоже не особо справилось с работой. Во время пандемии коронавируса в больницах и госпиталях не оказалось достаточно лекарств для всех больных. Родственники пациентов были вынуждены за свой счет покупать препараты в аптеках. Это спровоцировало панику и дефицит лекарств уже на коммерческом рынке.

Кроме того, единый оператор был замешан в скандале вокруг якобы незаконной продажи гуманитарной помощи, которую дарили Казахстану из-за рубежа.

10 июля Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил уволить руководство “СК-Фармации”. 12 июля на должность председателя правления ТОО был назначен Ерхат Искалиев. Он уже извинился за работу прежних предшественников. Но сделал этот как-то странно. Странные акции "СК-Фармации": почему в разгар эпидемии Казахстан остался без тестов на коронавирус

– Я бы хотел принести извинения. Может быть, старое руководство “СК-Фармация”, которое, может, где-то недоглядело, может быть, мы недосмотрели, – сказал он в одном из интервью.

История коррупционных схем в “СК-Фармация” долгая и упорная.

Из-за этого ни одну из поставленных перед компанией целей она не выполнила: больницы и поликлиники жалуются на дефицит лекарств, система центрального закупа не делает их дешевле. Такое чувство, что ТОО рулит не ее руководство, а гений места, которому поклоняются все работники оператора.

Со сменой руководства атмосфера в компании не изменяется. Быстро, по крайней мере. Отношение к ней на рынке формирует не руководство, а сотрудники рангом-двумя ниже. Политику делают они. Например, начальники управлений. И здесь всё сложно.

Как госкомпания “СК-Фармация” пользуется привилегиями у контролирующих органов по сравнению с конкурентами. Ведь комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг тоже входит в состав минздрава. И в этой ситуации ей дают право продажи лекарств через аптеки. По сути, это создание монополиста на рынке, который будет способен подвинуть локтями всех своих конкурентов. А это больше двух сотен торговых компаний и представительств корпораций, работающих в Казахстане. Появление монополиста, да еще и с возможной поддержкой от фармконтроля, делает их работу бессмысленной. Почему? Сроки действия постановления не установлены. Не оговорены условия, при которых документ теряет свою силу.

С другой стороны, нет списка лекарств, которые может закупать “СК-Фармация”. Ни по названию, ни по назначению.

И третье, нет условий, на которых будет работать единый оператор. Как он будет вести аналитическую работу по потребности лекарственных средств? Как будет поставлять их на рынок? Кому? На каких условиях? Как будут определяться закупочные цены? Всё осталось за бортом. Это может означать свободу в ценообразовании, а значит, и рост цен на лекарства. Об этом говорит вся история единого оператора.

Новый глава Фонда социального медстрахования Болат ТОКЕЖАНОВ косвенно тоже признал, что главной целью “СК-Фармация” остается прибыль.

Во время брифинга в СЦК он сообщил, что “на сегодняшний день Фондом соцмедстрахования исполнены все обязательства перед “СК-Фармацией”, которая заключила договоры с медицинскими организациями”. “Для предотвращения перебоев по поставке лекарственных препаратов фонд произвел 100-процентную предоплату перед “СК-Фармация”. Они заключили договоры и будут предоставлять препараты”, – сказал он.