История создания города Байконыра параллельна с историей космодрома “Байконур”. Конечно, “застрявшим в СССР”, как часто его называют СМИ из-за своеобразных ландшафтов, Байконыр не является. Говорится это так, для красного словца, и теми, кто в городе не был или бывает наездами. На самом деле люди здесь пользуются современными коммуникациями и технологиями и никак от среднестатистических жителей планеты не отстают. Но в космическом городке сохранились сотни зданий советской архитектуры, и все они эксплуатируются, даже жилые дома постройки 50-х годов прошлого века. Больше такой исторической роскоши нигде в Казахстане нет. И городские улицы в Байконыре достойны отдельной экскурсии по ним.
Ты помнишь, как всё начиналось?
А начиналось всё с того, что 12 февраля 1955 года в СССР для испытаний ракетной техники был создан Научно-исследовательский испытательный полигон №5 министерства обороны. Руководителем строительства космодрома назначили строителя, генерал-майора Георгия Шубникова. Официальным днем рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона – войсковая часть №11 284. В июле 1955-го в казахстанской степи началось строительство 1-й стартовой площадки, которая сегодня именуется “Гагаринской”. К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников, общая численность военнослужащих составляла 3600 человек.
Многие, наверное, помнят, что 15 мая 1957 года с космодрома состоялся испытательный запуск первой ракеты Р-7, а 4 октября того же года отсюда с помощью ракеты Р-7 был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
В январе 1958 года поселок, административный центр полигона, носивший неофициальное название Заря, получил официальное – Ленинский (позже он вырос до города Ленинска). Через 3 года, 12 апреля 1961 года, в 9.07 местного времени с космодрома состоялся первый полет человека в космос.
Название “Байконур” закрепилось за космодромом НИИП №5 как раз после старта космического корабля “Восток” с Юрием Гагариным на борту.
Говорят, что перед полетом Гагарина для дезориентирования вероятного противника вблизи карагандинского поселка Байконур военные построили камуфляжные сооружения – “ложный космодром”.
Потом его разобрали. Но название Байконур отдали настоящему космодрому – в кызылординской степи.
В 1995 году город Ленинск решением Президента Республики Казахстан был переименован в город Байконыр, и на основании межгосударственного решения создан единый космический комплекс “Байконур”, включающий в себя и город Байконыр, и космодром “Байконур”.
“Казанский вокзал”
Главными в строительстве космодрома, конечно, были стартовые сооружения, и все основные силы были брошены туда.
– А вот жилой массив, поселок Заря – Ленинский – город Ленинск, застраивался параллельно с основными объектами, – рассказывают в музее истории космодрома “Байконур”. – И здесь необходимо было выбрать ту форму строительства, которая позволила бы в кратчайшие сроки обеспечить поселенцев в степи сносными условиями существования. Поначалу это были сборно-щитовые домики финского образца, не особо спасавшие от холода, но укрывавшие от ветра и солнца.
А первые названия городских улиц появлялись сами собой: Набережная и Речная – вдоль берега реки Сырдарьи, Школьная, на которой была построена первая школа будущего города (для детей и рабочей молодежи), Госпитальная, возникшая рядом с только появившимся полевым госпиталем, Пионерская, Октябрьская, Первомайская, переулки Новый и Лесной.
От площади Труда, в том месте, где сейчас находится городской Дворец культуры, начиналась улица Центральная. По правую сторону от нее располагался Комсомольский парк (в дальнейшем переименованный в Центральный. – Прим. авт.), а по левую – площадь Центральная. По распоряжению главнокомандующего РВСН Митрофана Неделина для озеленения города разбили еще один парк – Солдатский. Силами солдат в нем было высажено 17 тысяч саженцев, за которыми велся постоянный уход.
Подошел к концу 1957 год, богатый событиями, о них мы писали выше. На космодроме к тому времени проживало около 4 000 жителей. Встала необходимость строительства для них капитального жилья. Ведь к тому времени под жилье были построены лишь несколько двухэтажных зданий казарменного типа по улице Садовой, напротив современного госпиталя, и в каждой комнате ютилось по несколько семей. За свою многолюдность казармы получили в народе название “Казанский вокзал”.
План Ниточкина – генеральный
– Генеральный проект города разработал главный инженер Центрального проектного института № 31 Алексей Ниточкин, – рассказывают в музее. – Он предполагал строительство будущего города по двум берегам Сырдарьи. Первоначально граница поселка Заря по правому берегу должна была доходить до современной площади Королёва. Далее должен был застраиваться левый берег реки. Осуществление проекта началось лишь с 1958 года и уже в видоизмененном виде – в сторону поселка Тюра-Там (нынешняя железнодорожная станция Торетам. – Прим. авт.). И от первоначального проекта отказались, упростив его, по причине сжатых сроков строительства и с учетом коварства реки. Байконыр и в дальнейшем так и не стал городом на двух берегах.
По плану Неделина, строительство города поначалу велось кварталами. Дома возводились в 3–4 этажа, не выше. Внутри каждого квартала был двор.
В каждый квартал селили офицеров одной части, чтобы на случай тревоги не было путаницы и неразберихи при сборах.
Кварталами был застроен район уже существовавших тогда улиц Речной и Центральной и еще недостроенных улиц Коммунальной (с 1968 года это улица Горького. – Прим. авт.) и Советской армии. Подобное строительство шло в 1957–1960-х годах. Улицы получали названия строительных частей: кроме улиц Гвардейской и Саперной (1956–1957 гг.), была улица Симферопольская в честь 7-й инженерно-саперной Симферопольской Краснознаменной бригады, строившей первый старт. Стоит ли ехать дикарем в космический городок Байконур и сколько это стоит
После трагической гибели испытателей Осташева и Носова их именами назвали улицы. Сам Евгений Осташев до своей гибели 24 октября 1967 года жил в доме № 5 по улице Ленина. В то время никто не посмел менять имя вождя пролетариата на имя, пусть и заслуженного, но всего лишь испытателя ракетной техники. Поэтому имя Осташева было дано безымянной улице, на которой в настоящее время расположено здание городской налоговой инспекции. А улица Симферопольская получила новое официальное название – улица Александра Носова. Улица Московская пережила Симферопольскую ненадолго. В 1965 году после смерти Георгия Шубникова она была названа в его честь.
Улицы космонавтов, городские скверы
Естественно, что в городе – столице пилотируемой космонавтики – есть улицы, названные в честь космонавтов. Их несколько. В 1967 году улица Центральная была переименована в честь космонавта Владимира Комарова. В 1968 году улице, не имевшей названия (вернее, название у нее было, но неофициальное – Садовая), было присвоено имя космонавта Юрия Гагарина. После того как в 1970 году на площади Центральной был установлен памятник Ленину, площадь автоматически переименовали в площадь имени Ленина, а улицу Ленина – в улицу Космонавтов. Дело в традиции: все первые космонавты после полета возвращались на космодром, встречались с жителями города на Центральной площади и проезжали именно по этой улице. Кстати, площадь в настоящее время вновь называется Центральная.
В Байконыре есть 3 проспекта. Самый первый ведет свою историю от улицы Театральной – это проспект Королёва. Он берет свое начало от площади Центральной и идет по направлению к стации Торетам до контрольно-пропускного пункта в город. Первоначально эта улица, как мы упомянули, носила название Театральная. Дело в том, что она вела к городскому парку, где находился летний деревянный кинотеатр. На его открытии в 1957 году присутствовал маршал РВСН Митрофан Неделин. Здание театра не сохранилось в функциональном виде до наших дней, так как неоднократно горело. В 1968 году улицу Театральную переименовали в проспект Карла Маркса, а уже в 1992 году – в проспект академика Королева.
Старейшая часть проспекта Королёва, пешеходная, прогулочная, получила у населения название Арбат. В 1989 году она была оформлена под московский Арбат по инициативе генерала Юрия Жукова. Нынешней весной Арбат реконструировали, он стал более современным и красивым.
Второй проспект, проспект Гагарина, появился в Байконыре путем переименования улицы Гагарина в проспект в 1978 году. Его проезжая часть, проходящая перед госпиталем и ведущая в аэропорт Крайний, называется Авиационная.
Первые дома на улице Советской армии (с 1968 года – 50-летия Советской армии) стали появляться в начале 60-х годов. В 1994 году ее преобразовали в проспект, который получил имя народного просветителя Абая Кунанбаева.
Строим микрорайонами
– Со второй половины 60-х годов по 1975 год строительство космического городка велось в сторону нынешней станции Торетам, – рассказали в музее истории космодрома “Байконур”. – И в отличие от уже возведенной части города застройка велась уже не по кварталам, а микрорайонами. В городе появились новые улицы: Неделина, Железнодорожная, переулок Студенческий. В октябре 1976-го улицу Железнодорожную переименовали в улицу Янгеля. В переулке Студенческом располагались общежития молодежи, теперь это улица имени Глушко. Дальнейшая застройка продолжалась и по улице Речной. В 1967 году эту улицу переименовали в честь 50-летия Октября, но новое название не прижилось, и в 2001 году она стала улицей Максимова.
Во второй половине 70-х – начале 80-х годов в городе шло строительство четырех микрорайонов для специалистов проекта “Энергия-Буран”. Высотные дома здесь возводились в спешке, строительство шло даже по ночам. В отличие от первых микрорайонов новые носили номера (№5, №5а, №6, №6а, №7. – Прим. авт.), они до сих пор так и обозначаются. И хотя в этих микрорайонах есть улицы с названием (улица Строителей, а с 2000 года – улица Нестеренко, улица Комсомольская (1983 год) – с 2001 года улица Бармина, Гостиничный проезд), они не несут никой нагрузки, кроме исторической.
Интересные факты об улицах и площадях Байконыра
В этом городе 4 площади: Труда, Королёва, Центральная. Есть еще площадь Космонавтов, которая возникла в 1975 году на месте транспортной развязки, перед средней общеобразовательной школой №1.
Когда-то в городе была улица с интересным названием – лейтенанта Шмидта. Она находилась за солдатскими казармами и существовала в 60-х годах прошлого века.
По своей протяженности в Байконыре первое место занимает проспект Абая – 4 километра 120 метров. Самой короткой городской улицей является улица Школьная – всего 115 метров.
Уже ушли в историю такие названия улиц, как Ленина, Космонавтов, Коммунальная, Комсомольская, Советская, Центральная, 50 лет Октября, Садовая, Строителей, Московская, Симферопольская, Театральная, Карла Маркса, переулок Студенческий, площадь имени Ленина. Но памятник Ленину на площади Центральной стоит, он является одной из главных достопримечательностей города.
Часто в прессе можно прочитать, что за последние 30 лет в Байконыре не построили ни одного нового, современного здания. Многие читатели считают эти сообщения недостоверными, но это правда. Из-за режимности городка здесь после советского периода строительства новых объектов не велось, да и существующих зданий для всех организаций и учреждений хватает.
Но в последние годы Казахстан поднял тему жилищного строительства, ведь дома советской постройки ветшают. И в Байконыре появилось несколько новых пятиэтажек, которые после завершения строительства казахстанская сторона передала на баланс российской администрации города. Квартиры в этих домах получили очередники с гражданством РК. Но в целом Байконыр остается величайшим памятником советской архитектуры, и сюда приезжают туристы, ностальгирующие по СССР, ибо другого такого места, где великий и могучий Союз был бы отображен так точно в городском ландшафте, на Земле нет.
КЫЗЫЛОРДА