– Человеческая натура не меняется. Миром правят “секс, наркотики и рок-н-ролл”. Интернет – это же “остров свободы”, – говорит Александр Аксютиц, – Всё, что запрещено публично, в веб-пространстве больше всего и популярно. Если вы начнете спрашивать у людей на камеру, смотрят ли они порно, процентов 95 скажут, что нет. При этом секс-трафик на первом месте в мире. Что касается легального контента, музыка, развлечения и детские блогеры сегодня собирают в Казахстане многомиллионные просмотры.
Чем скандальнее видео – тем больше к нему внимания.
В принципе, ничего нового для профессиональных медийщиков в этом нет. Народ требует “хлеба и зрелищ”.
СММ-апайки рулят
– В сети “Инстаграм” огромное количество местных звезд, которые набирают миллионы подписчиков. Это СММ-апайки, которые проводят тренинги, делают красивые фото с мужем и детьми, за дастарханом, в чем секрет их успеха? Ведь по количеству подписчиков они могут дать фору крутым СММ-щикам, которые окончили вузы, международные тренинги. Что вы думаете об этих СММ-гуру?
– Они не гуру. Они живые люди, и этим аудитории и нравятся. Время тщательно причесанных и напомаженных звезд с “голубых экранов” прошло. Сейчас всем хочется откровенности, честности и человечности. При этом талант, конечно, тоже никто не отменял. Теперь каждый из нас может стать лидером общественного мнения, собирать аудиторию, превосходящую телевизионную, и делать на этом солидные деньги. В этом большой плюс социальных сетей.
– Большой популярностью среди казахстанских подписчиков пользуются всевозможные онлайн-розыгрыши, самые колоритные – “акшабешбармаки”, когда на большое блюдо выкладывают деньги и предлагают отдать куш за подписку и пару лайков. В очереди за призом выстраиваются тысячи людей. Не меньше людей оставляет вереницу комментариев и град лайков под розыгрышами обычных донеров. И такое бывает у нас в социальных медиа! Это всё – тоже наша ментальность? Это один из эффективных инструментов раскрутки социальных медиа? Насколько он законный?
– Это странная тенденция. Все эти гивы от блогеров – дешевый способ нагнать себе подписчиков. Ради красивой цифры, которую потом рекламодателю можно продавать. Но рынок меняется, и все чаще рекламодатель думает о качестве аудитории аккаунтов. И в этом смысле красивые цифры – не лучший показатель. Понятно, что люди от нечего делать могут и ради донера лайк поставить, халяву любят все. На этом подобные конкурсы и держатся. Не только в Казахстане.
– Общественный деятель Канат Тасибеков перечислил ряд причин, по которым тои жизненно необходимы казахстанцам, среди них: возможность увидеть близких и показать себя, продемонстрировать понты, свою значимость, высказать свое важное мнение и т. д. Смогут ли в условиях запрета на тои социальные медиа взять на себя выполнение всех этих функций? И стать площадкой для реализации всех этих потребностей)))
– Понты – это лишь одна сторона наших тоев, и далеко не главная. Мне кажется, что пышные торжества важны как связующее звено между родственниками, друзьями и поколениями. Да, мы такие, мы любим иногда пустить пыль в глаза и зачастую теряем в этом чувство меры. И никакие социальные сети никогда не заменят нам вкусного беша в большой и шумной компании под песни Кайрата Нуртаса. Это же одна из особенностей нашей казахстанской самобытности. Карантины приходят и уходят, а душа народа всегда будет требовать тоя.
Коррупционеры в сетях?
– Недавно один пользователь написал, что лучший антикоррупционный орган страны – это Инстаграм, что жены и любовницы агашек сами добровольно выкладывают все секреты у себя на страницах: сколько машин, какие дома, подарки делают им возлюбленные. Что вы думаете об этом высказывании?
– Абсолютно согласен! Богатство, в том числе наворованное, не придает автоматически ума. Социальные сети, как зеркало общества, ярко демонстрируют наши пороки. Я на месте антикоррупционной службы больше бы времени уделял анализу аккаунтов в Instagram. Там столько всего интересного! Яхты, машины, “непутевые поездки”, дорогие часы и украшения, которые тяжело скрыть детям, женам и любовницам наших чиновников в социальных сетях. Это же потенциальные уголовные дела!
– Также социальные медиа стали площадкой для слива сомнительных компроматов. Многие считают, что социальные медиа, в отличие от обычных, не должны проверять источники дважды и вообще отвечать за достоверность информации. Как обстоят дела с этим?
– Ждать от авторов материалов в социальных сетях профессиональной журналистcкой работы не стоит ни разу. К сожалению, у большинства казахстанской интернет-аудитории уровень критического мышления буквально на нуле. Они ведутся на любую провокацию и даже не пытаются анализировать то, что потребляют. Наверное, нужно время, чтобы у людей вырабатывался иммунитет на фейк-ньюс. С другой стороны, чем шире наши профессиональные масс-медиа будут представлены в Сети, тем меньше останется места для лжецов, глупцов и провокаторов.
Лайки виртуальные – деньги реальные
– Являются ли социальные медиа для казахстанцев источником доходов или все-таки сегодня это больше хобби, забава?
– Для большинства людей соцсети остаются территорией убивания времени. Источником доходов социальные сети пока являются лишь для избранных. И ситуация не изменится кардинально, пока в Казахстане не поднимутся собственные платформы, ориентированные на запросы местной аудитории, в том числе рекламного рынка. Совсем скоро на базе мобильного приложения “Aitu” мы запустим новый механизм монетизации народных талантов. Так что, если есть желание и свободное время, самое время подумать о своем новом образе в Сети. Скоро на этом можно будет хорошо зарабатывать не 10 избранным блогерам на всю страну, а тысячам казахстанцев.
– Халяльные онлайн-тренинги, кара-жорга тик-токи – это далеко не все способы заработать в виртуальном мире?
– Единственный источник дохода в социальных сетях, если, конечно, не брать в расчет продажных блогеров, – это реклама. Пока ее объемы очень малы в Казахстане. Поэтому миллионы в соцсетях зарабатывают единицы. Это временно. Доходы в Интернете будут однозначно расти, как бы этому ни сопротивлялись монополисты традиционного рекламного рынка. Их дни сочтены. Что выгодно отличает веб-пространство: все данные здесь максимально прозрачны и можно рассчитать эффективность вложения буквального каждого тенге. "Голосование, разговор с малышом и фото в лифте" — как обыденные вещи в Instagram отечественных знаменитостей производили фурор
– Согласно данным Kazdata, по популярности социальных сетей пирамида выстроилась так: “ВКонтакте” – 25,67 процента, Pinterest – 26,23, Facebook – 17,95, YouTube – 15,28, Instagram – 6,3, Twitter – 6,02 процента. Что вы думаете по поводу такой статистики? Казахстанцы до сих пор используют социальные медиа больше для развлечений, нежели для получения информации?
– На основе данных, которыми обладает “Salem Social Media”, а у нас уже 8 миллионов подписчиков в популярных соцсетях, на первом месте по охвату аудитории в Казахстане Instagram, YouTube и WhatsApp. Я не знаю, на основе каких данных у нас публикуют различные рейтинги соцсетей. Мы полагаемся на показатели, отражающие вовлеченность аудитории. Если же торговые представители какой-то соцсети гарантируют вам миллион просмотров видеоролика, но у него будет досматриваемость на уровне 2 процентов, 15 комментариев и 3 лайков, это повод задуматься.
Виртуальный узун-кулак
– Последние события показали, что через тот же Facebook можно достучаться до министров. По сути дела, это виртуальный узун-кулак…
– Для любой вменяемой власти социальные сети – это бесценный подарок. Они дают уникальную возможность в онлайн-режиме замерять настрой в обществе, быстро оповещать о важных событиях, получать моментальные отзывы на принимаемые решения, выстраивать прямой диалог без посредников. Твит-аккаунт Дональда Трампа – наглядное тому подтверждение. Противостоять социальным сетям – глупая затея. Нужно пользоваться их преимуществами. Выражаю надежду, что в Акорде это осознают. По крайней мере, пару раз мы убедились в этом. Главное – чтобы власть укрепляла этот инструмент взаимоотношений с обществом. В ближайшей перспективе более эффективного инструмента общения с людьми не будет.
– Являются ли социальные медиа зеркалом, которое отражает наше общество, или все-таки это лупа, выделяющая как наши достоинства, так и пороки?
– В этом прелесть социальных сетей: каждый находит ровно то, что хочет найти. Лента же персонифицированная, и она формируется на основе ваших личных интересов и предпочтений. Как-то раз с высокой трибуны парламента один из наших депутатов заявил, что в соцсетях царство разврата.
Но любой, кто понимает механику соцсетей, знает, что человек, в ленте которого много роликов и предложений порнографического характера, явно проявляет к такого рода контенту повышенный интерес.
В общем, сам себя сдал народный избранник. Однако в целом о медиа-пристрастиях и настроении общества по социальным сетям судить можно уже смело. Иногда это и лупа, и зеркало, и открытая трибуна, и источник информации, и эмоциональная зарядка. Но, по большому счету, социальные сети становятся нашим главным и незаменимым окном во внешний мир. С одной стороны, это пугает, с другой – вдохновляет. Будем очень сильно надеяться, что мы не превратимся в рабов этого нового виртуального пространства.
АЛМАТЫ