О том, сколько, при каких условиях и за что будут платить, прописано в Правилах поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. Они на днях утверждены правительством.
За сколько же можно “продать коррупцию”? Если преступление мелкое – около 30 МРП, то есть 48,5 тысячи тенге. А крупные потянут на все 100 МРП, а это уже 161,8 тысячи тенге.
Если учесть размеры коррупции, то возникает вопрос: а хватит ли предусмотренных на поощрение бюджетных денег?
Скорее всего, хватит. Ведь теми же правилами предусмотрена ответственность за ложную информацию. И за навет придется отвечать по статье “Заведомо ложный донос о совершении преступления”. А там наказание – от штрафа в размере 200 МРП и до восьми лет лишения свободы.
Так что подзаработать на коррупции – совсем небезопасное дело, хоть гражданам и обещают конфиденциальность.
Ведь информация будет считаться достоверной (и подлежащей оплате), если “в отношении виновного лица вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания, либо вступил в законную силу обвинительный приговор, либо вынесено постановление о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям”.
Впрочем, по сравнению с порядками на Руси в XVII веке, это сущие пустяки. Там вообще сажали и доносителя, и того, на кого “извет совершен”, пытали обоих на дыбе, и кто не выдерживал первым – тот и считался неправым. Зато, если информатор оказывался терпеливым, все имущество вора доставалось ему. Только Петр I приказал сообщавших о казнокрадах не подвергать испытаниям, поскольку расхитителей считал своими личными врагами.
Однако вернемся к нашим правилам. На брифинге финпола, где было сообщено о нововведении, журналисты настойчиво требовали назвать автора идеи. С трудом, но удалось выяснить: инициатива исходила от администрации Президента. Во всяком случае, об этом заявила заместитель начальника департамента правового обеспечения и международного сотрудничества Айгуль БАЗАРБАЕВА.
А вот на ряд вопросов ответа добиться так и не удалось. Например, о том, не смогут ли сотрудники, получившие некую полезную информацию, сами, через “своих” людей воспользоваться правом на материальное поощрение?
Сомнения, возможно, и беспочвенные. Однако возникают…
Астана