Яркая звезда Востока: почему аль-Фараби называют Вторым Учителем - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Яркая звезда Востока: почему аль-Фараби называют Вторым Учителем

Яркая звезда Востока: почему аль-Фараби называют Вторым Учителем

В этом году великому ученому, имя которого носит Казахский национальный университет в Алматы, исполняется 1 150 лет. Выходец из страны Дешт-и-Кипчак стоял у истоков Восточного Ренессанса, был ярчайшим представителем классической арабо-мусульманской культуры начала ее расцвета. Второй Учитель, с почтением именовали его современники, он достиг высокой славы еще при жизни, но был прост в общении как с сильными мира сего, так и с обычными людьми, воплощая в своих знаниях, делах и словах высшую духовность и мудрость.

  • 14 Июля 2020
  • 7515
Фото - Caravan.kz

Главная заслуга поэта и философа Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби перед человечеством заключается в том, что благодаря ему и таким, как он, десяткам выдающихся личностей Востока, были спасены от забвения и возвращены в Европу труды Аристотеля и многих других античных авторов. Такого мнения придерживается Кайрат ЖАНАБАЕВ, кандидат филологических наук из Алматы.

Спасли европейскую культуру

– Конечно, аль-Фараби – яркая личность не только казахского народа и арабо-мусульманской культуры, но и всего человечества, – рассказывает Кайрат Жанабаев. – В свое время он, аль-Хорезми, Ибн Сина, Ибн Рушд и многие другие замечательные представители тюркской, персо-таджикской, арабской культуры переводили выдающихся поэтов, философов, ученых Античности и Средневековья.

И когда в Европе наступило время гонений, когда преследовали за передовые мысли, сжигали лучших ученых, поэтов и их книги, Восток стал спасителем и хранителем бессмертных достижений западной культуры от преступности и невежества инквизиции.

Они сыграли огромную роль в подготовке как эпохи Возрождения, так и просветительского движения Запада.

Ученые древнего и раннесредневекового Востока переводили, комментировали труды античных философов, математиков, физиков, астрономов, искусствоведов, например, Аристотеля, Евклида, Зевскиса и других авторов. Через свои переводы и комментарии они сохранили и донесли до человечества идеи знаменитых греков и римлян.

Вместе с тем по целому ряду наук они и сами были основоположниками. Всем известный термин “алгоритм”, мы знаем, исходит от отца математики аль-Хорезми, а научный образец самого первого лингвистического словаря в мире видим у Махмуда Кашгарского. Велика роль и аль-Фараби, выдающегося поэта и музыканта, математика и философа, физика, знатока истории и эстетики, которого на Востоке почетно именовали Вторым Учителем, имея в виду, что первый – Аристотель.

– Получается, аль-Фараби владел древнегреческим, латынью и многими другими языками?

– Да, по предположениям многих исследователей и согласно древней легенде, он знал более 70 языков. Полагаем, что туда входили различные диалекты арабского и других языков, но совершенно ясно, что не только он один, но и все выдающиеся деятели философии, астрономии, математики, искусства и медицины того времени читали в оригинале древних греков и римлян. Быть может, в то время были люди, знавшие больше языков, чем аль-Фараби, но дело не в количестве, а в результате. Аль-Фараби, безусловно, был полиглотом и энциклопедистом, гениальным сыном своей эпохи.

Время их деятельности в науке именуется Восточным Ренессансом. Они любили и изучали Античность и Средневековье и во многом поспособствовали быстрому расцвету Европы, спасли ее культуру от уничтожения.

Первый после Аристотеля

– Почему аль-Фараби называют Вторым Учителем?

– Потому что, как и многие гении Востока, он наследовал учение Аристотеля, его научную методологию. И также был замечательным педагогом, который ставил воспитание выше образования. И, как пишут известные фарабиеведы, ученые, во многом превзошел своего учителя. Но, думаю, что это их поспешное мнение.

Сам же аль-Фараби, как мы видим из его сочинений, с глубоким почтением относился к своему первому учителю, не только углубил, расширил взгляды и теории великого грека, но и, используя методологию Аристотеля, исследовал поэтическое наследие арабов, персов и других восточных народов. И дал пищу для размышления десяткам других своих последователей, приобщив их к источнику греческой мудрости.

Что наша жизнь? Борьба!

– А конкретно, что было сделано аль-Фараби в этой области искусства?

– В наше время в культуре появилась новая дисциплина – агонистика, наука о состязаниях. В Казахстане, как мне известно, ее сейчас активно изучают молодые исследователи. Аристотель и аль-Фараби писали об искусстве поэзии, ее жанрах, родах и видах в целом, упоминали о состязаниях, но в отдельное направление не выделяли.

Сейчас это стало серьезной и обобщающей наукой о культуре, состязаниях в любой ее сфере, конкуренции, о превосходстве и т. д. Проще говоря, агонистика – наука об агоне, а сам агон – искусство состязаний в спорте, айтысе, риторике, политике и т. д. Это современные чемпионаты и Олимпийские игры, различные конкурсы любого уровня и т. д.

В Казахстане наука агонистика несильно развита, хотя перспективы тут огромные, в Европе и России уже пишут монографии. Это узловая проблема гуманизма в спорте и искусстве, на что свое внимание обратил еще барон Пьер де Кубертен, поэт и философ, написавший свою знаменитую “Оду спорту”.

Аль-Фараби, как мы сказали, следовал Аристотелю, анализировал поэтические состязания. И сегодня, изучая восточную агонистику, наука не может пройти мимо такой исключительной фигуры, как аль-Фараби, внесшего, как и Аристотель, значимый вклад в развитие мировой и нашей национальной казахской состязательной культуры.

– Какую сферу состязаний он изучал?

– Из его трудов видно, что он касался только искусства поэзии, хотя у Аристотеля есть рассуждения о конных, поэтических, ораторских и спортивных состязаниях. Самые основные труды аль-Фараби в сфере состязаний – это “Большая книга о музыке”, “О канонах искусства поэзии”, “Об искусстве поэзии”, где он не только рассуждает о жанрах и видах восточной поэзии, но и сравнивает их между собой, сопоставляет их с греческой поэтической традицией. Он также удивительно рассуждает о природе метафоры и о том, что такое поэтическое и эстетическое.

Был ли убит великий философ?

– Что нам известно о смерти аль-Фараби?

– Есть несколько разных версий. Одна из них прочитана когда-то мной в книге “Очерки истории казахской литературы” замечательного культуролога и философа Ауэзхана Кодара. Известно, что аль-Фараби, как и полагается философам, ходил всегда пешком, с сумой для книг, перекинутой через плечо. Вероятно, что он решил отправиться из города Дамаска в Халеб (Алеппо) за книгами. Правитель Дамаска Сейф ат-Дауль предложил ему карету и небольшую охрану, поскольку дорога между двумя этими городами кишела грабителями.

Но разбойники все же напали на путешественников, аль-Фараби был убит, его ударили по голове набалдашником.

Правитель Сейф ат-Дауль был жестоким правителем, после случившегося он перевешал все мужское население этой местности.

Но всё это версии, предположения. Достоверно ничего не известно.

АЛМАТЫ