Везите ваши денежки… - Караван
  • $ 478.16
  • 534.92
+16 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Везите ваши денежки…

Везите ваши денежки…

Киргизский текстиль, молочную, колбасную продукцию и даже фирменные торты казахстанцы покупают охотно – цены приемлемы, качество хорошее. Как удается выдерживать этот баланс? Какие ниши ждут капиталовложений, в том числе казахстанских бизнесменов? Об этом “Каравану” рассказал исполнительный директор Бишкекского делового клуба Улук КЫДЫРБАЕВ.

  • 7 Сентября 2012
  • 3693
Фото - Caravan.kz

Реэкспорт – двигатель киргизской торговли

– Какие виды предпринимательской деятельности в Киргизии наиболее развиты?

– После распада Союза в Киргизии многие производства встали, заводы обанкротились, и для людей единственным выходом стала торговля. Со временем в Киргизии появились самые крупные рынки в Центральной Азии – “Дордой”, “Карасу”. Наша страна – член ВТО с 1998 года. Это дает доступ к рынкам стран – членов ВТО. С Китаем мы имеем либеральное таможенное законодательство. И хотя у нас нет железнодорожного сообщения с Китаем, это не останавливает киргизских предпринимателей. Ежегодно мы покупаем китайских товаров на 9 миллиардов долларов. Это большой объем, и мы его не потребляем. Поэтому для сбыта используем рынки Казахстана, Узбекистана, России. Реэкспорт – основной доход в сфере торговли, он занимает примерно 19 процентов ВВП.

Хорошо развивается финансовый рынок. В Киргизии успешно работают казахстанские банки. После двух революций киргизский бизнес имеет больше возможностей для отстаивания своих прав и интересов. У нас нет богатых природных ресурсов, поэтому выживаем за счет предпринимательства.

Айтишники вышли на мировой рынок

– Утверждается, что киргизские специалисты в сфере айти-технологий продвинулись далеко вперед…

– И не только они. Недавно принят закон о создании парка высоких технологий. Он направлен на то, чтобы помочь компаниям, оказывающим услуги в сфере интеллектуальных компьютерных технологий, выйти в официальный сектор, а после – на международный рынок. Весь мир предпочитает работать легально, и серьезные заказы в нелегальный сектор просто не идут. Наши компании уже оказывают услуги по разработке программного обеспечения для таких стран, как Япония, США, Россия и Казахстан.

– А что происходит в финансовом секторе?

– В Киргизии достаточно либеральное законодательство, регулирующее этот сектор. Когда есть соседи с большой экономикой, как Китай, Узбекистан, Казахстан, мы могли бы стать хабом для финансовых операций этого региона. Здесь могли бы храниться вклады, обеспечиваться гарантии их сохранности. В идеале хочется, чтобы в будущем Киргизия могла оказывать такие же услуги, как Швейцария.

Хорошо развивается сектор микрофинансирования. Сегодня у нас около 400 микрофинансовых компаний, 70 кредитных союзов. Для небольшой страны – отличный показатель. Широко обсуждается строительство железнодорожной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. Проект большой, амбициозный. Он открыт для любых инвесторов. Компании, которые его финансируют, получают дорогу в пользование, а через 30 лет передают ее государству.

Уровень теневой экономики – 50 процентов

– Сшитые в Киргизии вещи продаются на рынках Казахстана. Судя по всему, легкая промышленность тоже развивается достаточно хорошо?

– Более низкая стоимость электричества и труда делает Киргизию привлекательной и конкурентной в этой отрасли. При этом под боком у нас Китай, который поставляет большую часть сырья, оборудование, фурнитуру – примерно 90 процентов. С созданием единого Таможенного союза многие цеха открываются уже на территории России и Казахстана.

– Какие тенденции наблюдаются на рынке недвижимости после революций в Киргизии?

– В строительном секторе наблюдается рост, только около 100 объектов строится в Бишкеке – жилые дома, офисные здания. Вопреки многим прогнозам после 2010 года цены не упали, а выросли. Парадокс – нет роста экономики, но покупательная способность населения превышает ожидаемые показатели. Этому есть свое объяснение: уровень теневой экономики в Киргизии фактически составляет 50 процентов, что позволяет людям покупать недвижимость.

Во время финансового кризиса мы заметили, что он сильнее ударил по тем странам, где финансовые услуги были лучше развиты. В Казахстане проникновение кредитования было глубже, поэтому удар был чувствительнее. Случаев, чтобы люди начали банкам отдавать залоговое имущество, у нас почти не было.

Туризм, золото и финансы

– Какие сферы казахстанской экономики, на ваш взгляд, сегодня интересны для киргизских бизнесменов? И что могло бы привлечь казахстанцев в вашей стране?

– Казахстан, Россия – первостепенные источники, где мы покупаем горюче-смазочные материалы. Поэтому нам интересен казахстанский рынок ГСМ. Казахстанские компании начинают разработку золотых месторождений в Киргизии – это очень перспективный сектор. Хотелось бы, чтобы ваша страна увеличила интересы в финансовом секторе. Мы только за конкуренцию: чем больше разных игроков в финансовом секторе, тем лучше. Казахстанские компании могли бы поставлять в Киргизию промышленную продукцию, так как у нас ее почти нет.

На мой взгляд, перспективное направление – развитие медицинского туризма в Казахстане. Я был в Астане, видел потенциал в сфере медицины. Сегодня много киргизов, казахстанцев едут лечиться за границу. Мы ждем, когда возможности казахстанского медицинского сектора достигнут такого уровня, что вместо Европы наши люди начнут лечиться в Астане. У нас таких возможностей нет, зато хорошо развит оздоровительный туризм. У нас богатая природа, но мы не можем воспользоваться этим потенциалом, развить современную туристскую отрасль. Казахстанские бизнесмены будут очень хорошо приняты, если заинтересуются возможностями в развитии новых отелей, курортных учреждений. Так что милости просим!

Факт в тему

Более 200 тысяч человек заняты в Киргизии в швейном производстве. Продукция местных мастериц экспортируется в Казахстан, Россию, Украину, Беларусь и даже страны Европы. По мнению киргизских бизнесменов, для швейного производства в стране созданы лояльные условия – снижены соцотчисления, введено патентирование, сняты ограничения на сырье и экспорт. Текстильная промышленность всячески поддерживается государством, так как дает работу людям без специального образования.

Мнение

Минимум поборов и проверяющих

Условия для развития бизнеса в Киргизии более тепличные, чем в Казахстане, считает председатель совета по туризму Союза предпринимателей Киргизии Михаил ХАЛИТОВ.

– Налоговый режим в Киргизии более лоялен, судите сами: НДС – 12 процентов, максимум один процент – с оборота, небольшие отчисления в соцфонд, – рассказывает Михаил Халитов. – Количество лицензированных видов деятельности сокращено до 50, раньше их было 300. Осталось примерно четыре проверяющих органа, в Казахстане, я знаю, их гораздо больше. С 2008 года государство активно работает по улучшению бизнес-среды. В 2009 году введен совершенно новый Налоговый кодекс. Многие говорили, что бизнес уйдет в тень. Произошло наоборот – налоговые отчисления увеличились в разы!

При правительстве Киргизии создан совет по развитию инвестиций. Принят закон о нормативно-правовых актах. Он предусматривает, что инициатор нового законопроекта должен вначале обрисовать суть проблемы, показать как минимум три варианта ее решения, сделать обоснование по каждому из них и только потом принимать решение. Так что если депутату или чиновнику придет в голову, например, придумать новый закон, то в одиночку это сделать не получится. С помощью нового закона бизнес-сообщество отменило разные поборы госорганов за справки.

– Но, несмотря на все это, в Киргизию слабо идут инвестиции, – признает Михаил Халитов. – Все-таки политические события в 2005, 2010 годах сильно повлияли, и, если говорить честно, от шока мы еще не оправились…

Бишкек – Алматы