Не радующая “креативность”
На днях в редакцию Каравана пришло письмо за подписью начальника городского управления культуры Алматы Кайрата Кульбаева.
Видимо, глубоко проникнувшись этой темой, чиновник сообщил, что к середине августа “зарегистрировано 258 случаев ДТП по вине пешеходов. Повлиять на поведение людей, пробудить в них ответственность за себя и других может только социальная реклама с сильным эмоциональным посылом”. Далее следует вывод о том, что “в мировой практике широко используются сильные по эмоциональной окраске выражения и радикальные визуальные приемы, задевающие за живое, а порой даже шокирующие”. Кульминацией ответа является тезис о следующем: “Что же касается изображения барашка и надписи – в данном выражении нет оскорбления чести и достоинства человека, нарушающего ПДД, а лишь присутствует констатация факта о поведении животных (баранов) в городской среде, которая им чужда”. Такой вот фактор социальной ответственности со стороны городских чиновников и управления дорожной полиции.
Только вот почему-то не радует самих горожан и гостей мегаполиса такая креативность авторов этой идеи. “Караван” уже не раз писал на эту злободневную тему. В частности, о том, что город не приспособлен под то количество транспорта, которое в нем курсирует каждый день, под то количество пешеходов, вынужденных нарушать правила дорожного движения в силу банальной нехватки переходов, наземных и подземных сооружений для безопасного пересечения проезжей части дороги.
Крайние – самые незащищенные?
Легче всего обвинить людей в их несознательности и безответственности, чем создать для них безопасные и удобные условия на дороге. Тут впору напомнить отцам города о существовании Закона РК “О безопасности дорожного движения”. Пешеход в его контексте является полноправным участником этого самого дорожного движения. Жаль только, что упоминание о нем встречается крайне редко и гарантии его защищенности звучат как-то расплывчато и неопределенно.
Тем не менее именно этот закон провозглашает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение их интересов, а главное, системный подход к обеспечению безопасности. Хочется напомнить, что дорожное движение является совокупностью общественных отношений, возникающих на дороге. А в отношениях участвует как минимум две стороны. Так насколько же правильным будет возлагать ответственность за зачастую невольное нарушение этих отношений на самых незащищенных их участников – пешеходов?
Особо актуальным этот вопрос становится в преддверии наступающего учебного года, когда тысячи детей по всей стране пойдут в школу. Ведь до сих пор не все социально значимые объекты оборудованы пешеходными переходами в шаговой доступности, а также предупреждающими дорожными знаками. А значит, люди вновь и вновь будут перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. И сыграет ли в этом случае свою положительную роль та самая социальная реклама, которая адресована им, остается только догадываться.
Ну а системный подход пока характеризуется лишь грандиозным строительством транспортных развязок, которые очень нужны городу, но снова возводятся в ущерб пешеходу.