Единственное преимущество этой “коробочки” – огромный, в полгектара, двор. Он и стал театром военных действий.
Классно, конечно, иметь такой двор: если его благоустроить, то собственная прогулочная, игровая и спортивные зоны будут, живи и радуйся. Но в данном случае только один уголок этого двора занимают крошечная (четыре качели, грибок и горка) детская площадка и минималистичная площадка с тренажерами для взрослых. И детям развернуться негде, а их в пяти домах две сотни, и для взрослого населения ни скамеек, ни беседок. Ни парковки для автомобилей, ни круговой велодорожки, ни волейбольной площадки, ни песочницы, о которой так мечтает малышня. Ни клумб для примулы и календулы, в которых так любят обычно возиться пенсионеры.
А акимат куда смотрит, спросите вы?
Акимат, надо сказать, и не против того, чтобы постепенно всё это людям соорудить. Более того, уже и приблизительный проект дворовой застройки с населением обсуждался, но…
Но двор, который предстоит облагородить, бестолково заставлен гаражами автовладельцев и утыкан десятком сараев постройки времен расцвета СССР. И всё это для начала надо снести.
И если автомобилисты как-то вникли в тему и убирают свое “железо”, кто переносит, кто продает, то с сараями беда.
– Когда было принято решение построить в этом дворе спортивную площадку, рассчитанную на детей, подростков и взрослых, трудности возникли из-за несогласия нескольких местных жителей, – рассказал прессе руководитель Кызылординского городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Елмурат РАХМАТУЛЛАЕВ. – За десять дней до начала строительных работ наши специалисты уведомили собственников недвижимости о необходимости переноса гаражей и сноса сараев, построенных в 1958 году. С решением о сносе иные граждане не согласились и вышли на защиту этих строений.
Поясним: когда сдавалась двухэтажка по Сулейменова, № 56, в ней не было центрального отопления. Квартиры жильцы отапливали печами, и у каждой семьи для хранения топлива был свой сарайчик, их строили в 50-е вместе с домами такого типа и называли “углярки”. Потом дом подключили к центральной городской системе теплоснабжения, а в сараях люди стали хранить всякий хлам.
И вот за эти строеньица несколько человек сейчас и бьются. Едва во дворе появляется тяжелая строительная техника, инициативные тетеньки выскакивают из квартир и начинают кричать о своих правах на сарайную недвижимость. Обычно только криком не ограничивается, женщины становятся перед бульдозерами и не дают работать коммунальщикам. Так было несчетное количество раз.
Кстати, об имущественных правах на сараи. Правоустанавливающих документов на них ни у кого из выступающих против сноса нет.
Приватизированы в свое время людьми были квартиры, но не сараи. И в акимате об этом знают, поэтому и назначили снос строений, чтобы убрать никому не принадлежащие “раритеты”.
Обычно такие шумные затянувшиеся проблемы решают в суде. И суды уже прошли.
– Игнорируя постановление о сносе, некоторые из жителей обратились в Кызылординский городской суд с заявлением прекратить якобы незаконные действия сотрудников нашего отдела, – уточнил Рахматуллаев. – Суд они проиграли. Несогласные с решением городского суда люди обратились после в областной суд, а затем и в Верховный, в которых тоже потерпели поражение. Но даже теперь, когда подрядчики хотят приступить к работе, они не дают сдвинуться с места строительной технике, не освобождают сараи и попросту мешают строителям.
Итог: 67 гаражей с описываемого нами двора перенесены, снесено 5 сараев. Сейчас детей и подростков от новой площадки отдаляют еще 5 гаражей и столько же сараев. А ведь помимо детской спортивной площадки в проекте акимата предусмотрено благоустройство двора с озеленением.
– Нам всё это нужно, – говорят жители этажек, на сараи не претендующие. – У нас дети. К тому же то, что должно пойти под снос, по сути, уже развалины, в которых ночуют бездомные животные. Ладно, собаки, хотя и они небезопасны, а если эта рухлядь окончательно обвалится и завалит кого-нибудь из детей? Ведь “несносные” сараи примыкают к детской и тренажерной площадкам, случается, пацаны в развалины из любопытства заглядывают.
Остается открытым вопрос, зачем пяти протестующим против сноса людям их развалюхи? Восстановлению они уже не подлежат (смотрите фото), на их месте ничего построить акимат не разрешит, и вещей никаких в этих сараях у граждан уже давно нет.
КЫЗЫЛОРДА