В редакцию “Каравана” пришло очень интересное письмо. Наш читатель Александр ФЕДОТОВ хотел обратиться к министру транспорта Аскару ЖУМАГАЛИЕВУ, чтобы он наконец навел порядок в подведомственном ему хозяйстве. Обращение оказалось не простое, а в стихах.
И действительно, что ни строчка – то в точку. Вот, например, как описал Александр Федотов, непутевую работу валидаторов, которые чиновники установили (за немалую сумму из госбюджета) в Алматы несколько лет назад:
Да, валидатор власти переоценили,
К нему не подойти, коль рядом есть народ!
Так получается, что зря его купили,
Раз он в режиме штатном прибыль не дает?
И правда, прибор оказался очень капризным, то зависает, то сдачи не дает. Но контролеров это не интересует! Не успели пробиться сквозь толпу к валидатору – с вас все равно вытрясут штраф.
Контроль в автобусах вообще не нужен, ясно. Пусть пассажиры чувствуют себя людьми! – продолжает наш читатель. И предлагает альтернативный способ сбора оплаты, который исключит унизительную процедуру контроля, а именно: установку счетчика так называемого затворного турнекета. А для того, чтобы избавиться от толкучки в общественном транспорте, предлагает запустить двухсалонные автобусы. Поэма на 10 листах заканчивается фразой: “Тандем изобретателя с министром получит стопроцентный результат!”.
Автор собирается выслать оригинал поэмы министру Аскару Жумагалиеву и надеется получить ответ, пусть даже не в стихах, а в прозе…
А мы попросили наших собственных корреспондентов рассказать о ситуации с общественным транспортом в их городах – пусть министр и это почитает. Ведь о каждом случае можно написать отдельную поэму. Некоторые ситуации очень трагичны, по халатности водителей погибают и получают тяжелые увечья пассажиры.
Алматы: Понаехали!
Страшный случай произошел на прошлой неделе в южной столице: из салона автобуса выпал мужчина и скончался на месте.
53-летний мужчина выпал из салона автобуса, так как водитель… забыл закрыть дверь. Что, кстати, не редкость. Иногда салон набивают так, что люди едут на ступеньках, буквально свисая над дорогой. В основном это происходит на самых популярных маршрутах – к барахолке. Когда стали разбираться, выяснилось, что водитель незаконно (!) управлял автобусом – по решению суда он был лишен прав за ДТП, в результате которого серьезно пострадал человек. Да и автобус имел областную “прописку”. И если городские перевозчики уже пытаются навести порядок в салонах своих автобусов, то “заезжие” озадачены только сбором прибыли. Именно на них фиксируют самые вопиющие нарушения.
– Неоднократно городской акимат выходил к области с требованием навести порядок, – сказал “Каравану” председатель Ассоциации перевозчиков Юнус ГАГИЕВ. – Но до сих пор проблема есть. Областные власти сами как-то составляют маршруты, и они заходят в город. Хотя принят закон, который гласит, что внутри города и в радиусе 50 километров обслуживать пассажиров должны только городские компании. Но он почему-то не работает. И если мы можем контролировать ситуацию на городских маршрутах, то областные мы не контролируем. Они гоняют по городу, что хотят, то и творят…
Астана: Гонки за адреналином
В Астане водители автобусов стали чаще превышать скорость и устраивать гонки на дорогах – об этом говорят и рядовые граждане, и дорожные инспекторы.
В Астане работает около тысячи автобусов, не считая частных “Газелей”. При этом они умудряются устраивать такие гонки, что у пассажиров сердце замирает.
– Конечно, бывает, что мы с ребятами устраиваем “байг”у, просто от скуки или ради забавы, – делится с нами один из столичных водителей. – Как правило, поздним вечером, нужен определенный выброс адреналина…
Между тем с начала года в Астане сотрудники дорожной полиции выявили около 700 грубых нарушений правил дорожного движения водителями пассажирского автотранспорта. Здесь и превышение скорости, и выезд на встречную полосу, и проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора. Вместе с тем сами столичные гаишники признают, что контролировать водителей крупных муниципальных автобусов сложнее всего.
В виртуальную приемную акима столицы Имангали Тасмагамбетова постоянно поступают сообщения от жителей города о гонках автобусов на проезжей части. К примеру, одно из последних таких писем написал Владимир Борисюк. В письме говорится, что столичные водители со своей “байгой” обнаглели настолько, что уже не просто устраивают гонки, но умудряются перекрывать друг другу дорогу, выходить на улицу и выяснять отношения. Последний такой случай произошел в спальном районе левобережья Астаны. Надо отметить, на жалобу в акимате быстро отреагировали, и оба водителя уже уволены.
Кызылорда: Обещания не сдержали
В сфере общественного транспорта Кызылорды недавно произошел очередной скандал – в одностороннем порядке акимат областного центра расторг договор с ТОО “Компания “Колик сервис”, которое обещало золотые горы, но так и не выполнило обязательств…
В прошлом году “Колик сервис” стал победителем тендера по оказанию услуг пассажироперевозок на городском общественном транспорте и взял на себя ряд обязательств. Чего только не обещал перевозчик, лишь бы получить заказ! Но в итоге добился повышения тарифа на проезд. Эта мера, естественно, восторга у горожан не вызвала. Теперь уже за пятьдесят тенге (стоимость проезда в автобусах и маршрутках) владельцы машин продолжали ущемлять права пассажиров. Например, водители “Газелей” “забыли” нормативную эксплуатацию техники, умудряясь втиснуть в салон, рассчитанный на тринадцать посадочных мест, человек тридцать.
А что творят водители и кассиры! Ежедневно они оскорбляют, притесняют пассажиров, ставят под угрозу их здоровье и жизнь…
Караганда: Дымят, как паровозы
После того как в Караганде поднялась стоимость проезда в общественном транспорте, перевозчики уверяли, что улучшат обслуживание пассажиров. Минуло два года, но искоренить беспорядки так и не удалось.
Карагандинцы продолжают жаловаться на работников автопарков, уличая их в хамстве. Одной из нерешенных проблем остается также курение водителей в салонах. Несмотря на претензии пассажиров, они продолжают дымить, когда им вздумается.
Есть и другая неприятность. Маршрутные автобусы должны ездить по городу до 23 часов. Но уже после девяти вечера из центра города невозможно уехать в окраинные районы – Майкудук, Пришахтинск и Сортировку. А если и удается, то за проезд приходится платить по 100 тенге и даже больше. Многие годы чиновники обещают устранить эту проблему, но отчего-то это им никак не удается.
Тараз: Не автобусы, а старые телеги
Перевозчики обещали обновить автопарк, но осилили лишь его пятую часть. В основном же город по-прежнему обслуживают старые пазики или китайские однодверки с дымящими глушителями.
А вот что касается автобусов, осуществляющих рейсы в районы области, то тут и вовсе тишина. Ни о каком обновлении речь пока не идет. Как всегда, у перевозчиков одна отмазка – дескать, тариф не позволяет им обновлять парк. Так и ездят граждане – будто не в автобусах вовсе, а в старых телегах…