Не так давно в казахстанских СМИ опубликовали довольно громкую историю, где рассказывалось, как токал разрушила семью. По словам женщины, ее муж завел себе вторую жену, прикрываясь религией, а потом даже привез ее домой. В итоге она выгнала мужчину вместе с его новой пассией из дома и подала на развод.
— Я никогда не думала, что муж решится на такой шаг и обманет меня. Хотя предпосылки были. С самого начала нашего брака он прикрывался религией, чтобы не работать, вести беспечный образ жизни. Нашей семье всегда помогали мои родители, они трудоустроили его, помогли открыть небольшой магазин, купить машину. Я все эти годы была хорошей женой, старалась угодить всем его родственникам, ухаживала за его больными бабушкой и отцом. Он же все это воспринимал как должное. Когда мы встали немного на ноги, появились деньги, он тайком завел любовницу и женился на ней, — рассказала казахстанка по имени Айман о своем уже бывшем муже.
После случившегося Айман выгнала мужа и его токал из дома, а сама подала на развод. Близкие поддержали ее решение, а родственники мужа и его друзья, наоборот, стали обвинять ее в отречении от ислама. Однако женщина уверена, что поведение ее супруга не подобает истинному мусульманину и им движут нездоровые убеждения.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным тюркологом Айман КОДАР, которая рассказала нам, откуда в современный Казахстан пришел институт токализма и действительно ли он так крепко связан с религией.
— Если брать казахов, как этногенез, то есть три сопричастных народа: индоарии, тюрки и монголы, так вот если говорить о последних, то у Чингисхана было четыре жены. Раньше браки назначались между детьми, когда родители договаривались, и в будущем люди женились, чтобы объединить рода или народы. Кроме того, когда кочевники начали завоевывать другие земли, то женщины были как трофей.
Для Казахского ханства ислам был не верой, это скорее было политическое решение. Это было принято, чтобы заключать договоры с мамлюками, писать на одном языке и т.д. Но ислам, безусловно, влиял на это, так как разрешал такое положение дел. Раньше богатые казахи, которые могли обеспечить не одну жену, могли себе это позволить. Потому что в степи было тяжело выжить, и мужчинам нужны были наследники. Если одна женщина с этим не справлялась, то другая могла.
Далее важно было, чтобы передавать владения своим людям. Очень богатые мужчины, баи, могли делить свое наследство между женами, потому что оно было слишком большим. Это тоже удобно, так как свой человек следил за тем, что происходит в одном из твоих аулов. Это было оправданно и нужно.
— Насколько актуален токализм как явление для современного Казахстана?
— Здесь нужно понимать мотивацию людей. В современных реалиях мы ее воспринимаем как любовницу, а в древности она была такая же законная жена и имела равные права. В какой-то степени я понимаю таких людей, некоторые хотят оставить "наследство" и передать жизнь дальше, но такой институт не всем по карману. В двухтысячных годах и вовсе было модной тенденцией заводить себе токалку, даже к нам в гости приходили неоднократно люди со своими вторыми женами.
Я считаю, что это огромное искажение и нарушение самого закона любви. Если человек любит, то должен быть верным. Он сделал выбор в пользу своей жены, и важно сохранять верность, а не заводить вторую жену. Когда человек заводит вторую жену, то он автоматически не верен им обеим. Получается, что мужчина нарушает закон любви, потому что изменяет законным образом, а токалка в большей степени продает свою любовь за деньги и содержание.
Институт токализма может очень сильно подрывать саму суть любви, потому что сейчас уже нет такой необходимости выживать. Это выбор непонятно в чью сторону, и это не очень нормально. Интересно, что очень часто такие мужчины все равно возвращаются к первой жене, а она уже разочарована из-за того, что ее променяли.
— Не кажется ли вам противоречием то, что страна движется в сторону прогресса, а у людей до сих пор встречаются подобные взгляды?
— Страна может стремиться куда угодно, но, как говорил Бродский, человек — это сумма его поступков. Жизнь может людей поставить в такую ситуацию, что только это позволит им выжить. Тема выживания еще актуальна, но уже из-за финансов. Это выбор каждого человека, но часто складывается так, что, когда человек берет себе токал, в итоге у него ни там и ни здесь: она может уйти к молодому, жена также, и в итоге мужчина может быть использован и брошен двумя женщинами одновременно.
— Можно ли сказать, что такое явление больше актуально для южных регионов, где народ придерживается более традиционных взлядов?
— В какой-то степени так можно сказать. Но мне кажется, что это больше вопрос не происхождения, а вопрос природы человека. Он может быть трижды из Шымкента, но не брать себе токал. Это обусловлено не менталитетом, где он родился, а его намерениями, положением и так далее. Любая семья — это деньги. И если человек обладает необходимыми ресурасами, то он может себе это позволить. Я знаю кучу людей, которые работают вахтовым методом, у них две семьи, и они постоянно туда-сюда ездят. Возможности, которые дают деньги, в итоге могут завести не туда. И одна из таких вещей — это токализм.
Для сравнения: раньше это было на уровне закона, и, когда мужчина приводил вторую жену в дом, то никто против нее даже выступать не мог, потому что она была его токал.
— Некоторые звездные представительницы женской половины нашего шоу-бизнеса неоднократно высказывались, что сами не против стать токал. Как вам кажется, можно ли это считать популяризацией токализма?
— Наши звезды в первую очередь показывают пример своей аудитории, говоря им, что "вы тоже так можете". Благодаря их примеру люди могут научиться чему-то позитивному, а когда кто-то из них говорит "я хочу быть токалкой" — это неправильно, она нарушает закон любви.
Пропагандировать токализм в нынешних условиях, конечно, неправильно. Я это не поддерживаю, так как это продажа любви за деньги. Но, с другой стороны, некоторые из них, возможно, просто хотят быть законными женами. Тут получается, что нет развода, но уже новая свадьба. И это ненормально, и очень больно для всех. В плюсе сначала только мужчина, но и для него это оборачивается не лучшим образом в дальнейшем. Поэтому я против такой "пропаганды".
Некоторые зарубежные эксперты предполагают, что человек смог выжить как вид, когда мужчина сконцентрировался только на одной женщине.
— Почему в современном Казахстане все еще встречаются люди, которые совершают не самые правильные поступки, прикрываясь религией?
— Религия — это такая вещь, которая многое может оправдать. Это что-то гораздо более высокое, чем мы, большое коллективное сознание, нерушимая массовая убежденность в правоте того или иного поступалата и так далее. Я думаю, что религия реально может служить прикрытием для людей, которые хотят оправдать свои действия, потому что это звучит убедительно. Это как-то облегчает людям совесть и дает возможность нарушать "законы жизни" безнаказанно, легитимирует неправильные поступки человека.