Но даже это не способствует тому, чтобы люди ставили счетчики в своих домах. Что это, отсутствие сознательности? Или на то есть другие причины?
– По закону взаимоотношения между потребителями и поставщиками услуг должны строиться так: каждый потребитель должен иметь у себя приборы учета воды и тепла. Приобретать и устанавливать их за свой счет, – считает директор департамента Агентства по регулированию естественных монополий по г. Алматы Даурен ЖАНДАРБЕК. – Еще в 2006 году Парламент принял такие изменения в Закон РК “О естественных монополиях и регулируемых рынках” (п. 2 и п. 4 ст. 11). Установка счетчиков – веление времени. Население растет, природные ресурсы планеты истощаются, и мы обязаны быть все более и более бережливыми.
– К тому же, – добавляет он, – расплачиваться по счетчикам выгодно прежде всего потребителям. Ведь не секрет, что во многих домах и квартирах окна зимой не изолированы от холода, краны и задвижки протекают, заливая подвалы, а число реально проживающих в квартирах порой намного превосходит количество прописанных там жителей. В результате увеличиваются сверхнормативные потери, поставщик несет убытки. Приборы же учета дисциплинируют людей. Потому несколько лет назад в Закон “О естественных монополиях и регулируемых рынках” была включена статья 23 о необходимости до 1 января 2009 года установить индивидуальные приборы учета воды и до 1 августа 2009 года – общедомовые приборы учета тепловой энергии. Пока, к сожалению, слишком мало потребителей это исполнили.
Дорогое удовольствие
Хотя поставщики и предупреждают, что из-за отсутствия приборов учета у горожан они могут прекратить поставку своих услуг, пока случаев отключения граждан от тепла, воды, света или газа не было. Но приборы учета – недешевое удовольствие. И если счетчики холодной воды вместе с установкой обходятся от 2 до 5 тысяч тенге, электрические – в 5–8 тысяч, газовые – до 8–10 тысяч, то стоимость приборов учета тепла доходит до 300–400 тысяч тенге и выше! Ясно, что выложить такие суммы из кармана может далеко не каждый!
Между тем еще в 1999 году был издан приказ № 73-ОД Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, подписанный бывшим в то время председателем ведомства Николаем РАДОСТОВЦЕМ. И документ тот не просто вменял в обязанность монополистов ставить, содержать счетчики, делать их поверку, но и до 1 ноября того же года представить в агентство графики закупки и установки приборов учета, а также возместить потребителям, установившим приборы учета за свой счет, понесенные расходы путем скидок им с действующих тарифов!
Отчего же так непоследовательны наши государственные мужи?
На базар со своими весами
Свое мнение мы и попросили высказать бывшего главу антимонопольного ведомства, а ныне председателя Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николая Радостовца.
– Я считаю, что расходы на приобретение и установку счетчиков нужно было заложить в тарифы поставщиков коммунальных услуг, потому что никто лучше снабжающей организации не понимает, какие счетчики наиболее приемлемы. Потребители коммунальных услуг – это огромное количество собственников квартир. Один хочет купить счетчик французский, другой – китайский, подешевле. А поставщик говорит: с таким счетчиком я работать не буду! И заставляет менять. Ну а когда счетчик уже установлен, монополист сообщает: он опломбирован, ты не имеешь права его трогать. Таким образом, все реальные полномочия по управлению и владению этим счетчиком имеются у монополиста. И я считаю, логичней было бы изначально всем этим заниматься монополистам, а не потребителям. Надо понимать, что человек должен платить за количественно и качественно измеренные услуги, а не бегать, как говорится, на базар со своими весами.
– Из-за этого всего сейчас у нас непозволительно низкий охват приборами учета по стране, особенно по такой дорогостоящей услуге, как тепло, – считает экономист Радостовец. – И монополист, продолжая отпускать услуги не по счетчикам, а по неким нормам потребления, всячески стремится, чтобы нормы эти перекрывали все его потери. Отсюда такие высокие тарифы.
А у нас напрашивается вопрос: когда же правительственные чины дозреют до реального, а не формального решения столь важной проблемы?