Дальнобойщики на грани отчаяния: больше половины водителей большегрузов стоят в очереди свыше двух месяцев. Едят всухомятку, несмотря на палящую жару, моются раз в неделю, справляют нужду прямо в степи.
Вдоль границы с забором и колючей проволокой можно встретить отходы человеческой жизнедеятельности. Полная антисанитария. И это несмотря на то, что в стране еще не снят всеобщий карантин по нераспространению коронавируса. Приграничный пост превратился в большую помойку, где стоит отвратительная вонь и повсюду слышна брань с отборным трехэтажным матом обозленных дальнобойщиков.
Основной причиной возникновения этого хаоса, как следует из разговоров с водителями фур и сотрудниками поста, стали неурегулированные между казахстанской и китайской сторонами процедуры пропуска и перегрузки многотонных грузовиков.
Если раньше китайцы перегружали машины только на своей стороне (им это было выгодно), то сейчас они согласились передать часть этого процесса казахстанской стороне. Однако что-то пошло не так, и теперь Китай пропускает на свою территорию только ограниченную часть машин (всего около 20 в день). Вот и вынуждены казахстанские дальнобойщики томиться в ожидании…
«Толкачи» и Батька
Дальнобойщик Сергей Руденко, или, как местные дальнобойщики его называют, Батька, вот уже больше 20 дней стоит в многокилометровой очереди из фур. За это время его грузовик продвинулся всего на 5 километров.
— До таможенного поста «Нур жолы» еще 10 километров, думаю, через 40 дней доеду-таки наконец до границы, — смеется Батька.
Днем Батька отсыпается в своей машине, с наступлением темноты заступает в ночной дозор и ловит нарушителей.
— Как и в любой очереди — будь то в поликлинике или в магазине, — есть такие наглецы, которые пытаются пролезть вперед. Так и у нас тут некоторые пытаются по левому ряду ночью проехать поближе к границе. Таких мы называем «блатными» или «толкачами». Под различными предлогами они выводят фуры из общего ряда, который держится по правой стороне дороги, и перегоняют на несколько километров в сторону вожделенного таможенного поста. С такими разговор короткий: сразу даем в морду и отправляем в конец очереди, — говорит Батька. – Сегодня я своей фурой перекрыл им движение. Теперь не могут просто так проскочить (легковая машина может проехать, а вот большегрузы нет). Они обещали мне за это голову оторвать. Вчера ночью за полтора часа мы насчитали 40 таких «левых» машин. Некоторые едут без документов или свои автомобильные номера снимают, а перед самым таможенным постом снова их прикручивают.
По словам дальнобойщика Батьки, «толкачи» используют два основных приема. Первый заключается в том, чтобы изобразить из обычного порожняка (то есть пустой фуры, такой же как тысячи других, ожидающих погрузки на китайской стороне) груженую товаром машину. Дело в том, что стоящие в очереди водители пропускают фуры с товаром вперед. «Толкачи» оформляют липовые документы, и якобы загруженный порожняк едет дальше. Второй метод – это «разворот».
— В этом случае хитрый водитель делает вид, будто устал стоять в очереди и хочет развернуться на посту и уехать. Сделать это посреди трассы нельзя, так как полосы разделены бетонкой. Или же водитель делает вид, что его за какое-то нарушение «гаишники» отправляют в конец очереди. На самом деле такие машины до разворота не доезжают, а тихонько прячутся среди других фур где-нибудь ближе к цели, — говорит всезнающий Батька.
Без воды, без женщин
Таких, как Батька, по всей трассе можно по пальцам пересчитать. Одному из них – Владимиру Климову — повезло больше. В очереди к заветному таможенному посту он продвинулся в отличие от Батьки на 2 километра дальше.
До «Нур жолы» ему осталось ехать еще 8 километров, или почти неделю.
— Раньше таких проблем не было. Спокойно все заезжали. В неделю мы несколько рейсов совершали от Алматы до Хоргоса, — говорит Климов. – За вынужденный простой хозяева нам платят суточные, это около 5 тысяч тенге. На еду и воду хватает. Еду нам привозят предприимчивые жители из Жаркента. Конечно, продают дороже, чем обычно. Но с голоду мы не умираем. А вот мылся я в последний раз неделю тому назад. И то в кабинке. На улице жара, градусов под 40. В туалет ходим в степь. Представьте себе картину, тут около шести тысяч грузовиков и столько же водителей, плюс еще напарники. И все хотят справить нужду. Без воды, без женщин больше месяца! Просто адские условия! Приграничная зона вся в пищевых отходах и в фекалиях. Запах стоит ужасный. Полная антисанитария. В масках мы давно уже не ходим. Антисептических средств нет.
Если заболеет коронавирусом один дальнобойщик, то по цепочке им заразятся в считанные дни еще 10 тысяч водителей грузовиков.
Жена каждый день мне скандалы устраивает по телефону. Говорит, чтобы я бросил фуру на границе и возвращался домой. В семье нет денег. На что нам жить? Нас загнали в угол. Бизнеса нет. Все в лизингах и кредитах. Организации, как таковой, профсоюза дальнобойщиков здесь нет. Мы кучками собираемся тут, обсуждаем все.
Коронавирус мозга?
По словам еще одного дальнобойщика, Адыла Шарипбаева, весь этот вынужденный простой создан искусственно.
— Все это сделано специально, чтобы с нас лишний раз взять деньги, — возмущается он. – Решение есть – разрешить китайским машинам разгружаться на нашей территории на границе. И работа для наших граждан, и помощь экономике. Раньше китайцы настаивали на перегрузке на своей территории, так им было выгодно. Теперь они готовы уступить это нам. Но наши медлят.
В чем причина простоя, мы решили спросить непосредственно у начальника таможенного поста «Нур жолы», однако, узнав о неожиданном визите журналистов «Каравана», он куда-то якобы выехал по срочным делам.
На встречу с журналистами отправился лейтенант Кошкарбаев.
— В данный момент начальник таможни выехал на срочное совещание, поэтому все вопросы отправляйте в пресс-службу таможни или ДКНБ Алматинской области, — отрапортовал младший лейтенант.
— По некоторым слухам, начальник таможни заболел, а пробка образовалась из-за того, что якобы шлагбаум сломался. Это так? — уточняем у Кошкарбаева.
— Да, у него коронавирус, наверное. В общем принять вас не может. Исполняющий обязанности тоже занят, насчет шлагбаума не знаю, — ответил он и потребовал от журналистов покинуть зону контроля.
«Толкачи» уходят в траншеи
Между тем обстановка на автобане накалялась. Те, кому надоело неделями ждать своей очереди, решили пойти на хитрость.
С правой стороны от трассы прямо по грунту пролегла длинная колея. По ней, по словам водителей, ночью в объезд общей очереди передвигались «блатные» фуры.
— Но одна из них там застряла, — смеется дальнобойщик Владимир. – И тогда вся эта афера раскрылась. И как только об этом узнали, оперативно подогнали спецтехнику и эту колею разрыли траншеей. Это же просто умора! В приграничной, а значит, охраняемой зоне проложили колею для перегона фур. И если бы не этот застрявший грузовик, они и дальше так и гоняли бы «свои» машины.
О траншее для «блатных» дорожная полиция узнала только от нас, журналистов.
— Слышу об этом впервые! — искренне удивился командир роты патрульной полиции Сакен Жаксыбаев и предложил репортерам вместе проехать на «место преступления». К нам примкнули и неравнодушные дальнобойщики.
И действительно, в месте, на которое указали водители фур, оказалась та самая колея со следами проезжавших по ней грузовиков. Только теперь она выглядела так, словно здесь велись дорожные работы. Причем совсем недавно. Повсюду кучами навален грунт. А в некоторых местах явно поработал ковшом экскаватор, чьи следы от гусениц также можно было заметить здесь.
Удивленный полицейский только и мог, что развести руками. Однако некоторые из дальнобойщиков не верят в то, что местные представители органов были не в курсе творящегося беспредела.
— Да все они прекрасно знают! — неистовствовал Владимир. – Мы же видим, как полицейские отворачиваются, когда совершаются нарушения.
— Перестаньте нас обвинять, да еще и в таком тоне! – нахмурился Жаксыбаев. – Мы соблюдаем закон, выполняем свою работу. Если видим нарушения, то составляем протокол, штрафуем, снимаем номера и отправляем нарушителей в конец очереди. У меня в роте три экипажа. Вы хотите, чтобы мы к каждой фуре сотрудника приставили?
Разговор на повышенных тонах затих так же быстро, как и вспыхнул, так как водители обнаружили в общей очереди фуру «штрафника». Этого дальнобойщика ранее полицейские уже отправили «на разворот», то есть в конец очереди. Однако он не выполнил предписание и просто спрятался среди других грузовиков. Внимание полицейских переключилось на «рецидивиста». Ему был выписан жесткий штраф.
— Первый штраф – 5 МРП, — поясняет Жаксыбаев. — При повторном и последующих нарушениях штраф увеличивается в два раза. Всеми силами стараемся навести порядок и заставить водителей соблюдать очередь. Но что делать, если водитель перегородил дорогу, а сам покинул свою машину? Из-за этого другие машины начинают двигаться по встречной полосе. Это тоже нарушение, но мы ведь понимаем, почему водителям приходится так делать… Я обещал генералу за неделю навести тут полный порядок!
Тем временем дальнобойщики намерены создать свой временный профсоюз.
— Вот вы, журналисты, приехали, хоть какой-то порядок навели на автобане. Как вы уедете, снова начнется этот беспредел. Может останетесь с нами на неделю? – любезно пригласил в свою кабинку в фуре один из дальнобойщиков.
Продолжение следует…