Чабаны уходят в онлайн: для чего баранам устроили настоящую фотосессию - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чабаны уходят в онлайн: для чего баранам устроили настоящую фотосессию

Чабаны уходят в онлайн: для чего баранам устроили настоящую фотосессию

Из-за того, что все скотные рынки страны до сих пор закрыты, торговля ушла в интернет-мессенджеры.

  • 15 Июня 2020
  • 1220
Фото - Caravan.kz

Уже сегодня на различных виртуальных площадках зарегистрировано более 100 тысяч казахстанских фермеров, переработчиков и простых покупателей.

– Фермерам тоже нужны деньги. Им надо продавать скотину. Иначе откуда взять средства на содержание хозяйства? Мне было много звонков как руководителю ассоциации – реши вопрос! – рассказывает “КАРАВАНУ” председатель правления Национальной ассоциации овцеводов Алмасбек САДЫРБАЕВ.

Начали изучать тему. Скотных базаров в стране далеко за сотню. В каждом районном центре есть такой. На юге они большие и работают каждый день. На севере – поменьше. Самый обычный рынок дает оборот в 70 голов КРС в неделю. Каждая стоит по 300–400 тысяч тенге. Приличные показатели. Но любой базар – это скопление не только людей, но и животных. В условиях карантина никто не разрешит физически собираться в одном месте.

Помог Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Приняв решение оказывать помощь всем, кто во время изоляции потерял заработок, он дал мощный толчок для развития “Telegram” в Казахстане. Чтобы подать заявку на 42 500 тенге, минтруда открыло в нем свой канал. Число пользователей мессенджера в стране резко увеличилось, что открыло окно возможностей.

Сначала завели площадку “Малбазар” для всей страны. Но очень быстро стало понятно, что надо создавать отдельные региональные ветки: зачем фермеру в ЮКО информация о продаже коровы, например, в Восточном Казахстане. И наоборот.

Тем более что с ростом подписчиков количество данных постоянно росло, что могло сделать площадку урной для ненужного мусора. Поэтому на втором этапе создали областные отделения. На третьем – уже районные.

Особенно быстро идею подхватили в южных областях. Видимо, более продвинутых, молодежных. Только в Жамбылской области на чат подписалось почти 12 тысяч человек, рассказал “КАРАВАНУ” администратор площадки “Малбазар” по Жамбылской области Ерболат БАРЛЫКОВ.

– Это удобно: вошел в чат, дал объявление – покупатель тебе сам звонит, – делится он своими впечатлениями. – Выгода в том, что торговля идет без посредников. На продажу выставляют коров, и быков, и баранов. На этой неделе стало больше предложений по продаже лошадей. Конина сейчас – самый ходовой товар. Да и саумал – тоже выгодное дело.

На базе канала состоялся и свой онлайн-аукцион по продаже племенного скота.

– Сначала фермеры выставляли на “Малбазар” только товарный скот. Но потом начали появляться племенные животные, – рассказывает Алмасбек Садырбаев. – Подписчики начали возмущаться: племенной скот обычно дорогой, поэтому торговля им на общей площадке может привести к росту средней цены. Простого быка можно продать на мясо за 300 тысяч. Максимум за 400. А цена на племенного начинается с 400 тысяч тенге. Поэтому приняли решение проводить специализированные аукционы, но в социальных сетях, где легко организовать трансляцию. У чистопородного скота другие данные, это уникальные животные. Поэтому и торговать ими надо отдельно от всех остальных.

Первый раз попробовали торговать баранами. Аукцион прошел на ура. На волне успеха начали звонить животноводы: а почему только МРС? Почему обделяешь бычков? А лошадей? Пришлось ввязаться. В минувшие выходные прошел первый аукцион по КРС. В планах – торги по лошадям. Есть заявки по верблюдам.

– Я-то думал, что занимаюсь гемпширом и саффолком, продвигаю их, и все на меня смотрят. Как бы не так! – продолжает Алмасбек. – На аукцион вышли бараны, о которых даже я, глава ассоциации, не знал, что они есть в Казахстане.

У нас, оказывается, разводят весь спектр мировых пород. Тут тебе и иль-де-франс, и дорсет, и шароле, и гиссары.

Обидно, не было наших, родных баранов эдильбаевской породы. Видимо, пока заводчики не подключились к нашему каналу.

Больше всех поразили заводчики гиссарских баранов. Если обычный фермер, когда выставляет скотинку на торги, просто фотографирует, что есть, то владельцы гиссаров готовят своих животных, как фотомоделей. Они их специально откармливают, стригут особым образом, шерсть моют шампунем. И за счет экстерьера цена на товар растет. Обычная цена на гиссарских четырехмесячных ягнят – 30 тысяч тенге. На аукционе один баран ушел за 460 тысяч. Продавал фермер из Алматы, купил житель Тараза.

Для гиссароводов это обычное дело – овца выведена в Узбекистане и Таджикистане, а соседи торговать умеют. Наши заводчики сконцентрированы на юге Казахстана. У них есть идейные вдохновители. Свое сообщество, которое живет своим миром. Эдильбаевская порода считается казахской, но сами казахи пока не относятся к эдильбаям как к национальному достоянию.

– Аукционами мы хотим привить культуру животноводства, – мечтает глава ассоциации. – Самое интересное, когда фермеру в процессе помогает его сын. Как это происходит на Западе. Отец отдает на подготовку к аукциону, который пройдет, допустим, через полгода, племенное животное. И за это время мальчик сам будет ухаживать за подопечным, мыть, поить, кормить отдельно. Он будет читать, как это делают другие: какие корма, добавки, где надо содержать? Представляете, какое счастье будет у этого пацана, когда баран займет первое место и его продадут по высшей цене! Это уже будет зараженный трудом человек. Ему не стыдно будет заниматься овцами, бычками, лошадьми или верблюдами.

За две недели торгов на аукционе успели продать двух породистых быков, 9 баранов, бурского козла – первое племенное поголовье, которое сейчас популяризирует Институт животноводства и кормопроизводства.

– После всех этих торгов мне позвонили люди из нефтяной компании и напросились посмотреть нашу ферму. И поговорить о животноводстве, – поделился секретом Алмасбек. – Точно с такой же просьбой позвонили из золотодобывающей компании. Я уже молчу про людей, которые уехали из села, а теперь хотят вернуться. Или про госслужащих, которые спят и видят, как начать свое дело на земле. Таких звонков десятки. Популяризация животноводства началась!

Алматы