Как сбываются мечты - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как сбываются мечты

Как сбываются мечты

У меня всегда была маленькая мечта – встать на площади Регистан и сказать себе: “Я здесь!”. Когда читал историю Мавераннахра – междуречья Сырдарьи и Амударьи, представлял места, где ходил великий Улугбек. Как он осматривал медресе, которое было построено по его приказу в 1420 году. А раньше здесь наверняка делал смотр войскам сам Темирлан!

  • 6 Июля 2012
  • 2987
Фото - Caravan.kz

Я встал на площади. Закрыл глаза и… услышал голос:

– Где ваши билеты?

Это к нам подбежал милиционер.

– Мы приехали на такси, не на поезде, – оправдываясь, забормотали мы с фотокором.

– Да нет, билеты на площадь, – отмахнулся милиционер.

Оказалось, что в поисках лучшего ракурса для фото мы случайно обошли площадь и вышли на Регистан через заднюю калитку, куда обычные граждане не заглядывают. Площадь огорожена веревочкой, и за порядком следит наряд милиции. Они же проверяют билеты.

– Вы откуда? – голос милиционера был суров.

– Из Казахстана. А что, за проход надо платить?

– Надо, конечно. Для граждан иностранных государств билет стоит 13 тысяч сумов.

Потом посмотрел на нас. Взгляд стал добрее.

– Давайте отойдем. Мне деньги отдадите. По 10 тысяч с человека.

Затем взгляд стал оценивающим.

– А хотите аттракцион?

– Какой?

– Подняться в минарет медресе Тимура. Это наш маленький секретный бизнес.

Об этом мы даже мечтать не могли и с радостью согласились.

– Для казахов – 10 тысяч тенге, – поднял наше самолюбие узбекский милиционер.

– Не, у нас таких денег нет…

– Ну тогда пять тысяч тенге, – щедро спустил цену охранник порядка.

– Откуда у нас такие деньги? – запричитали мы. – Мы же командированные.

– Хорошо, ваша цена, – не отпускает нас патрульный.

– 50 тысяч сумов. За все!

 – Ладно. Давай пятьдесят. Я сейчас отойду, разведаю ситуацию и, когда все будет нормально, “моргну” вам рукой, – забирая деньги, выпалил милиционер.

Рукой он “моргнул”, поманив к себе, провел в боковой вход медресе, открыл китайский замок на решетке и предупредил:

– Там сейчас немец, китаец и два француза. Не говорите им, по какой цене вы прошли. И если мой напарник вас увидит, не говорите, что были в минарете, а то все деньги у меня заберет.

Взбираться в минарет оказалось сплошным мучением. Никогда не думал, что буду лезть по винтовой лестнице вверх по трубе, построенной 600 лет назад. Чтобы пропустить двух французов (которые оказались спортивного вида женщинами из России), пришлось просунуть руку в узкое, как амбразура, слуховое окно и прижаться к стене. Спиной почувствовал, как ветер качает минарет, и стало немного страшно. И как-то некстати вспомнилось, что 90 лет назад именно этот минарет едва не упал…

А наш фотокор Руслан в это время стрелял из своего фотоаппарата, стоя в проеме для муэдзина. Когда еще ему представится такая возможность? Старый город как на ладони, вдалеке видны здания нового города. Воздух чистый. Ветер обдувает лицо. Туристы муравьями ходят где-то внизу. Хочется летать…

На следующий день история с приглашением повторилась. Другая достопримечательность, ради которой я ехал в Самарканд, – обсерватория Улугбека.

Внук Тимура – астроном и астролог Улугбек – построил крупнейшую для своего времени обсерваторию на холме Кухак. Для нее в скале была вырезана щель, в которой был создан грандиозный угломер, – секстант диаметром больше 46 метров. С его помощью были созданы каталог звездного неба и почти современный календарь.

Просто посмотреть на обсерваторию нам не удалось. Увидев наши горящие глаза, смотритель предложил спуститься вниз. За 10 тысяч сумов. Цена экскурсии была немедленно снижена до пяти тысяч, и мы, группа из шести человек, включая местных пацанов, спустились туда, где 550 лет назад работал великий ученый. И снова были поражены трудолюбием местных рабочих и точностью исполнения замысла создателя обсерватории.

Самарканд – Алматы