Мы поговорили о том, что надо сделать для того, чтобы он был лучше недавно закончившегося, с депутатом мажилиса, а в прошлом – учителем и директором алматинской школы Ириной СМИРНОВОЙ.
Последний звонок не по стандарту. Как и весь год
– Ирина Владимировна, год для школьников выдался непростым, а дистанционное обучение его, можно сказать, доканало. Как думаете, скоро наше среднее образование отойдет от шока?
– Да, вы правы. Этот учебный год сплошь был соткан из вызовов, которые надо было решить и школьникам, и их родителям, и учителям, и министерству образования. И дистанционное обучение – один из них.
И все же, не обращая внимания на некоторые нюансы, год закончился хорошо. Дети, родители, учителя и мы все смогли адаптироваться к этому формату дистанционного обучения. И даже нашли во всем этом что-то хорошее, сумели сохранить себя и остались позитивными.
Вот, например, в одном из сел директор школы проехалась по всему населенному пункту и перед воротами каждого ученика включала музыку, звонила в колокольчик, а дети в ответ махали ей шариками и цветами. Организовала для своих учеников вот такой последний звонок. В соцсетях видела ролик: папа организовал своему сыну последний звонок прямо на дому, посадил мальчика на плечо, прошел торжественным шагом по гостиной, сын звонил в колокольчик.
Но, конечно же, были и сложности. И дистанционное образование их выпятило. Для меня, например, как для бывшего учителя, очень грустно было узнать о том, что часть детей в Казахстане была вынуждена учиться по почте, потому что у них в селе нет Интернета и даже не показывают те каналы, по которым транслировались телеуроки. Я считаю, что это абсолютно ненормально, когда ребенку почтальон приносит задание, а потом этот ребенок делает его и отправляет учителю также по почте. Где тут обратная связь? Как ему понять сложную тему?
И тут, я считаю, надо было не стричь всех под одну гребенку, а пересмотреть стандарты обучения в карантинный период. Скорее всего, это село находится отдаленно от центра, населения в нем мало. И, если там нет ни одного случая коронавируса, в него никто не ездит… Зачем такие сложности и строгости? Надо было детям дать возможность учиться очно, ведь даже Всемирная организация здравоохранения, к рекомендациям кортоой мы все сейчас прислушиваемся, говорит, что каждая страна должна ориентироваться на собственную ситуацию и учитывать особенности.
– Простите, но не вы ли, депутаты, ответственны за нормативно-правовые акты? Ведь, как оправдывались чиновники минобра, у них нет никаких законодательных возможностей подобные нюансы прописывать…
– Надо сказать, что дистанционное образование не было внесено в законодательство. И мы сейчас работаем над внесением изменений и дополнений в Закон “Об образовании”, чтобы ввести туда понятие “дистанционное обучение”. Но только как дополнение к очному обучению и только в особых случаях, к которым относятся ЧП и карантин, но ни в коей мере не как замена традиционному образованию. Подчеркиваю, потому что и сама в какой-то момент начала переживать, и от знакомых слышала такие опасения: ни в коем случае дистанционное образование не будет заменой традиционному! Это прописано в отдельном пункте.
Потому что только в школе ребенок может получить такие важные навыки, как взаимодействие с социумом, эмпатия, коллективизм. Утратить эти навыки можно очень быстро, а вот восстановить – сложно. И если соответствующего опыта взаимодействия с обществом не будет в подростковом возрасте, взрослого человека ждут достаточно серьезные проблемы.
Мы все учились понемногу…
– Может, вы и правы, но вот насколько глубокие знания по предмету получают казахстанские школьники – большой вопрос. В Интернете родители активно обсуждают задания контрольных тестов разных классов, в которых половина вопросов посвящена отвлеченным темам. Например, в тестах по русскому языку спрашивают о Великой Отечественной войне…
– Я прямо рада, что из-за коронавируса наши родители ближе познакомились с учебными программами! Может, хоть так наконец люди поймут, в каких сложных условиях приходится работать учителю. Думаете, ему самому комфортно объяснять правила языка, опираясь не на правила, а на какие-то отвлеченные темы?
Мы говорим об этом уже много лет. Но предыдущее руководство минобра настаивало на том, что надо учить детей не правилам и академическим знаниям, а прикладным навыкам. Как по мне, так прикладных навыков у наших детей хватает. Я об этом говорю, ученые и учителя говорят, но голоса родителей не хватало. Так что я очень надеюсь, что теперь, наконец, и родители начнут поднимать этот вопрос, настаивать на большей академичности наших учебных программ. Тем более что у нас есть результаты международных тестов PISA, которые показали, что знания наших детей далеки от среднемировых.
– Учителя, откровенно говоря, тоже не всегда на высоте. Даже в телеуроках – куча ошибок.
– Откровенно говоря, эта проблема существует давно. Просто телеуроки ее обнажили и еще раз продемонстрировали.
Мы теперь можем вполне уверенно утверждать, что ошибки, которые были в учебниках, перекочевали в телеуроки. И по итогам некоторых уроков появились серьезные сомнения в квалификации учителей, их ведущих. Можно, конечно, что-то списать на волнение перед камерой, на спешку, в которой писались эти уроки, но ведь были и те педагоги, которые успешно справились с задачей. Так что, я считаю, минобру надо было к отбору учителей подходить более тщательно. Как и к выбору телеканала, по которому должны идти уроки. Надо было понять, какой телеканал у нас транслируется во всех населенных пунктах, ну или по крайней мере – в большинстве. Если это “Хабар” или “Казахстан”, то на них и надо было вещать! Телеуроки не так много времени занимают, чтобы сказать, что они никак не вписываются в сетку вещания. Деньги-то на подготовку были выделены!
Но что меня лично радует, так это то, что министр образования честно признает все проблемы и ошибки. В такой обстановке всегда есть возможность для грамотного диалога и своевременного исправления ситуации.
– Легко признать ошибки предшественников. Но еще важнее – следуют ли за этими покаянными речами какие-то конкретные действия?
– Надо работать системно. Если уж задаете вопрос, то надо добиваться ответа на него. И родительской общественности – в первую очередь.
Но мне кажется, что Асхат Айтмагамбетов готов вникать в тему и решать накопившиеся вопросы системы образования. А их ведь очень много: это и учебники, и подготовка кадров, и цифровизация, и еще многое другое. "Дистанционное обучение — это война между учениками и учителем": что не так с "удаленным" образованием
Этой весной должны были состояться большие слушания с участием депутатов обеих палат парламента по проблеме разрыва в качестве знаний выпускников сельских и городских школ. Мы к ним готовились. И министерство, как мне кажется, готовилось. Но коронавирус это обсуждение отложил на неопределенный пока срок. Тем не менее вопрос серьезный, и министр не пытается его замолчать.
И, конечно, надо понимать, что у нового руководства было мало времени на то, чтобы показать результат. А в последние два месяца у них вообще не было времени задумываться о каких-то фундаментальных проблемах. Это была ситуация, когда каждый день приходилось решать текущие вопросы и все силы были брошены на то, чтобы дети в таких сложных условиях поняли хотя бы что-то. Вспомните – встал ведь вопрос не только о том, что у нас нет онлайн-платформы для обучения, элементарно – компьютеры не у всех есть! И я не только о детях, об учителях тоже.
Так что, думаю, сейчас надо немного выдохнуть, сказать “спасибо” этому учебному году за то, что он нам позволил многое узнать о реальном положении дел в среднем образовании и на системной основе решать накопившиеся проблемы.
НУР-СУЛТАН