Город разрастается, и дачи, которые когда-то находились далеко за его чертой, оказались чуть ли не в центре. Дачные домики заменили сотням семей постоянный кров. Сейчас здесь живут двадцать с лишним тысяч человек. И власти вознамерились избавиться от дачных коллективов, которые не только портят облик города, но и создают множество проблем.
Изъять нельзя оставить
Снять дачный вопрос с повестки дня предстоит за счет генплана Актобе, корректировка которого будет завершена в конце года. Проектировщики уже сейчас заявили о том, что реализация градостроительных планов потребует дополнительно 1200 гектаров земли.
– Садоводческие коллективы сегодня занимают 2300 гектаров – это равно площади города. Мы определим конкретный список коллективов, территории которых и далее можно будет использовать под садоводство. Земли остальных будем поэтапно изымать, выкупая или предоставляя другие участки в хромтауском, орском направлениях, – рассказал главный архитектор области Нурлан БУРАНБАЕВ.
Тогда же и станет понятно, где можно будет строить дачные дома. На тех участках, которые подпадают под реконструкцию, заниматься садоводством пока можно, но возводить капитальные постройки категорически запрещено. А вот членам дачных коллективов Актюбинского завода ферросплавов, которые примыкают к санитарно-защитной зоне, теперь разрешение не будет выдаваться даже на строительство сараев для хранения инвентаря.
– О каком качестве овощей может идти речь, если они растут в промышленной зоне? – считает Буранбаев, добавив, что права дачников ущемляться не будут. Там, где документы в порядке и дачники используют земли по целевому назначению, нет повода для беспокойства.
Что касается постоянного проживания на дачах, начальник облуправления архитектуры отмечает, что, запрещая это, городские власти прежде всего беспокоятся о жителях дачных коллективов.
– Если территория дачного участка соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к индивидуальному жилищному строительству, можно изменить его целевой статус. Но, как правило, ни один коллектив не отвечает этим нормам. Люди могут пользоваться дачей, сажать, отдыхать, но не жить там, – заключил Буранбаев.
Жизнь на грядке
Альфия Б. вместе с супругом и детьми переехала в Актобе из Каргалинского района в прошлом году. Купили дачный домик с участком 8 соток в коллективе “АЗФ-2” за 13 тысяч долларов. Удобно: в черте города, транспорт, магазины, больницы – в шаговой доступности. Перезимовали, поднакопили денег и только собрались строиться (вместе с участком прежние хозяева оставили им недостроенный дом), а тут такая новость. Неужели все планы рухнут в одночасье?
– Разрешение на строительство дачного дома было получено прежним владельцем еще в 2008 году. По проекту – дом мансардный. Узнали о том, что эти дачи будут изымать в фонд города, и не знаем, что делать. А ведь прежде, чем покупать участок, мы советовались со специалистами из земельного отдела. Наши соседи тоже намерены строиться, уже завозят материал. Зачем тогда, спрашивается, проводить газ? С людей уже собирают по 150 тысяч тенге. Как быть? – вопрошают супруги.
Мнение
Вопрос ребром
Не согласна с инициативой властей и председатель общества садоводов Валентина ДЫННИК. Однако она считает, что дачники тоже виноваты.
– На мой взгляд, прежде всего необходимо сделать почвенное исследование земли, которая будет выделена под участки в орском, хромтауском направлениях. Выяснить, каков их плодородный слой. Построить с нуля садоводческий коллектив – дело нелегкое и затратное, требующее капитальных вложений. Насколько это целесообразно? Сегодня земля на 80 процентов не используется по прямому назначению. Одни забросили дачи, другие – целые производства развернули. Из 393 коллективных товариществ бездействует 85! Так что в какой-то степени садоводы сами виновны в этой ситуации.