Кризис. Часть вторая - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кризис. Часть вторая

Кризис. Часть вторая

Экономический кризис идет на север. Пока греки разбираются, кто из них должен работать, Европа покупает все меньше сырья. Это значит, что цена на нефть падает и сырьевые экономики меньше зарабатывают.

  • 8 Июня 2012
  • 2027
Фото - Caravan.kz

Первый сигнал тревоги раздался из Москвы. Российский рубль падает второй месяц подряд. Если в конце апреля за доллар в России давали чуть больше 29 рублей, то в конце минувшей недели – уже 32 рубля. Если бы у нас доллар вырос на 10 тенге за неделю, то и наши аналитики кричали бы, что в Казахстан пришел валютный кризис.

Причин для падения рубля две: кризис в Европе заставляет спекулянтов сбрасывать ненадежные валюты, куда входят деньги почти всех развивающихся стран, и снижаются цены на нефть. Нефть марки Brent за месяц подешевела со 120 до 104–106 долларов за баррель. Значит, и валютные поступления в Россию сокращаются.

Проблема усугубляется тем, что так же быстро падает и европейская валюта – евро. На этой неделе он торговался за 1,25 доллара – это самый минимум, который показывала валюта за этот год. Банковские потрясения в Испании и Италии, снижение кредитных рейтингов банков супернадежных Германии и Австрии, снижение рейтинга сразу 17 глобальных финансовых институтов, большая часть которых из Европы, – все это делает рисковой уже саму зону евро.

Формально все эти потрясения должны отразиться и на Казахстане. Как и Россия, основной доход мы получаем от продажи нефти. А всего от продажи сырья мы получаем три четверти национального продукта. Однако глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО уверен, что этот кризис страна благополучно переживет.

– Курс тенге стабильный. За последние 9 месяцев тенге находился в очень низком коридоре: 148 тенге плюс-минус 1 тенге. В этом у нас очень большое отличие от России, где колебания курса за этот же период составляли плюс-минус 20 процентов, – уверен Г. Марченко. – Многие считают, что большие валютные колебания должны отражаться на курсе в Казахстане. Но если смотреть на другие страны СНГ, которые также зависят от ситуации на валютных рынках, то ни в Украине, ни в Азербайджане, ни в Казахстане никаких серьезных изменений курса не происходило. И никаких внутренних причин для этого нет.

По словам Г. Марченко, страна совершенно спокойно может жить при диапазоне цен на нефть в 95–100 долларов за баррель. Нейтральная цена – 85 долларов за баррель. Если цена упадет ниже – придется распаковывать золотовалютные резервы на текущие нужды. Для Казахстана такой сценарий может показаться кошмаром, ведь мы не привыкли экономить. Однако для других стран экономия – уже норма жизни.