От ППШ до огнемета: как собиралась уникальная частная коллекция оружия - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
От ППШ до огнемета: как собиралась уникальная частная коллекция оружия

От ППШ до огнемета: как собиралась уникальная частная коллекция оружия

Коллекция Василия ПЛАТОНОВА удивительна и необычна.

  • 24 Мая 2020
  • 151968
Фото - Caravan.kz

С самого детства жителя Актау интересовали пистолеты и пушки. Теперь коллекционирование оружия стало для Василия Платонова хобби.

Впервые с оружием Василий Платонов познакомился в 6 лет − его отец был охотником. Вплоть до развала Советского Союза Василий служил в главном управлении Пограничных войск КГБ при Совете министров Таджикистана. Там же и оставался до 1996 года.

− Во время войны в Таджикистане моя работа была связана с оружием. Но война закончилась, я вернулся в Казахстан и никогда подумать не мог, что снова вернусь к теме оружия.

Сейчас в коллекции Василия Платонова − 35 единиц огнестрельного боевого, но уже деактивированного оружия. Основная его часть связана со временем Второй мировой войны. Сама коллекция началась в 2010 году с ППШ (пистолета-пулемета Шпагина).

− С семьей я возвращался домой в Актау транзитом через Москву. А так как поезд пришел рано утром, а уходить должен был поздно вечером, впереди был целый день для прогулок. Я, оставив жену и сына на Павелецком вокзале, отправился убивать время самоэкскурсией по Москве. В районе вокзала я увидел спортивно-охотничий магазин. Дай, думаю, зайду! Вот на витрине этого магазина я и увидел тот первый экземпляр, с которого началась коллекция. Это был пистолет-пулемет Шпагина образца 1941 года.

Сначала Василий подумал, что это игрушка или макет. Но, когда продавец показал ППШ ближе, понял, что оружие-то настоящее.

− Было видно даже без всякой экспертизы, что ППШ в свое время изрядно досталось. Ствол и затвор были сильно изношены. Я вернулся на вокзал и решил показать заскучавшему сыну свою неожиданную находку. Если бы я только знал, к чему приведет эта затея! Сын, посмотрев ППШ, вцепился в ружейный ремень и уже не отпускал его. Все мои попытки отбиться от покупки не увенчались успехом. Из магазина я вышел пустой, как барабан, − в карманах ни копейки! Ох и досталось же нам тогда от мамы…

− Неужели ни у кого из проводников поезда не возникло вопросов об автомате? Это же не ручка – в сумочку не спрячешь, − интересуюсь я.

− Всех проводников нашего прицепного вагона я знал лично и по именам. Так что меня не тревожило, как мы доедем до дома. Главное – что были билеты и заранее куплена еда, − смеется Василий.

Из второй поездки Василий привез гранатомет-огнемет “Шмель” 1947 года, а из третьей − автомат АК-47 в оригинале. Но однажды в квартиру наведались полицейские.

− Они поинтересовались, есть ли у меня документы, лицензия на оружие. Но ведь это, по сути, игрушки! Деактивированное оружие… Но полиция была непреклонна. Тогда я понял, что у меня могут быть большие проблемы. Вызвали в лицензионно-разрешительный отдел. Посмотреть на меня и послушать про мою небольшую тогда коллекцию сбежался весь отдел. Никто не знал, как оформить коллекцию. Потому что с таким еще никогда не сталкивались. Полицейские обещали связаться с центральным аппаратом и навести справки. А мне посоветовали прийти через неделю. Но неделя эта растянулась на несколько месяцев.

Еще бы несколько дней, и у Василия изъяли бы всё оружие. Но он успел вовремя. К слову, чтобы получить лицензию на хранение и коллекционирование оружия, у мужчины ушло целых 2 года.

− Казалось бы, установлены все виды сигнализации, специальные сейфы-ящики. Пополняй коллекцию! Да не тут-то было! Оружия нигде нет. Первые экземпляры-то были приобретены случайно. Есть 2 вида коллекционеров: одни так называемые горе-коллекционеры, которые сами не знают, что покупают, а другие – профессионалы. Они глубоко законспирированы и существуют своим обособленным мирком. Эти люди просто вкладывают деньги в оружие, в антиквариат, чтобы в дальнейшем его можно было выгоднее продать. Вот у этой категории коллекционеров, то есть у теневиков, всё самое настоящее.

Мир коллекционирования оружия – очень сложный. Василий Платонов иногда сожалеет, что не начал собирать марки или значки. С ними было бы намного проще.

− Не обходилось без курьезов. Однажды я нашел коллекционера-теневика. У него были 2 экземпляра винтовки Мосина образца 1891 года. Попросил продать одну из них. Он начинает мне рассказывать, что одна винтовка у него царская с граненой казной, а вторая – с простой казной, ранние Советы. Уговорил-таки я его, и тут же он меня спрашивает: “Тебе винтовку с курями или без?”. Я растерялся – с какими еще курями? Но на всякий случай сказал, что с ними. Спрашивать у него нельзя, что это означает, так как он сразу поймет, что я дилетант, и не продаст.

Василий обратился к знакомым коллекционерам в Интернете. Коллеги объяснили, что "куры" − это двуглавый орел − символ царской империи.

Частный музей оружия Василия Платонова находится в квартире обычной многоэтажки. По инструкции перед входом висит табличка с названием музея – “Кару”. Но выглядит этот музей не как экспозиционный зал, а больше как запасник или хранилище.

− Я всегда обязан смотреть, кто входит в мою квартиру. Поэтому, по сути, выставка эта не для всех желающих, а только для близких мне людей. Но вот однажды звонок в дверь. Смотрю в глазок: на лестничной клетке стоят мужчина и мальчик лет четырех. Открываю дверь, а мальчик протягивает мне купюру в 200 тенге и спрашивает, где можно купить билет в музей. Я объяснил, что в этот музей билеты не продаются, но разве мог я отказать ребенку? Я показал оружие – вы не представляете, сколько восторга было в детских глазах! Иногда я думаю – ну почему всё это сокровище не могут видеть все, а только избранные? Это же наша история! Но инструкция есть инструкция.

На пулемете в коллекции Василия Платонова – две вмятины. Обыватель мог бы предположить, что это боевое “ранение”. Но, оказывается, это знак качества.

− Конечно, долгие экспертизы не проводились во время войны, времени на это просто не было. Поэтому качество обычно проверяли с помощью нагана. Из него стреляли по щиткам новых машин, и если броня выдерживала, то пулемет был готов к боевым действиям.

Не имея возможности организовывать экспозиции в квартире, Василий Платонов демонстрирует свои экспонаты на выставках в Актау и в других регионах республики. Частный музей оружия – пока единственный на территории республики.

− Пока я могу конкурировать только с музеем министерства обороны РК. Но и то, в этом музее нет многих экземпляров, которые есть в моей частной коллекции. У меня одних только пулеметов 11 штук. Самый габаритный – это крупнокалиберный пулемет Дегтярева-Шпагина. Он “ветеран” ВОВ. Его вес без боезапаса составляет 80 килограммов.

Есть в коллекции Платонова и танковый крупнокалиберный пулемет, и пулемет Калашникова, и пулемет, более известный под названием “Утес”. Но гордость его коллекции – пулемет “Максим” 1943 года выпуска.

− Несколько лет назад черные копатели предложили мне купить “Максим”. Признаюсь, что переговоры шли очень тяжело, но мне все-таки удалось его приобрести. Пулемет прошел реставрационные работы и экспертизу. На нем отлично сохранилось клеймо 1943 года. Кстати, в Казахстане это пока единственный подобный экземпляр.

АКТАУ