Кто и что слушает
– Придя в “Абырой” (функционирует на протяжении 10 лет. – Прим. авт.), я увидел, что авторские общества находятся в спящем состоянии, всё работает по устаревшим механизмам, которые сильно тормозят и не способствуют развитию данной сферы в Казахстане. Мы принялись плотно изучать цифровое направление по этой теме. Картина была плачевной, – рассказывает директор РОО "Авторское общество “Абырой” Олжас НУРМУХАМЕТОВ. – Кое-какие пилотные продукты работали, но не должным образом. На что была направлена цифровизация? В первую очередь это мониторинг эфира, количества произведений, которые были использованы пользователями: телевидением, радио и “HoReCa Казахстан” (Национальная ассоциация предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса). Мы были четко нацелены понять, кто и что слушает. У нас имелись факты, что ранее рапортички, отчеты заполнялись самой дирекцией авторского общества, делалось это с целью, чтобы кому-то начислить больше средств.
Отчеты – это в целом сильно напрягающая составляющая всех взаимоотношений между пользователем и авторским обществом. Представьте, сколько в день музыки проигрывается, например, в одном кафе, и это всё нужно фиксировать, заносить на бумагу и передавать нам. Причем ежедневно, очень трудоемкая работа. Поэтому первостепенная задача, которую мы преследовали, – облегчить задачу для пользователя, чтобы отчеты формировать самостоятельно, чтобы выплаты были максимально справедливыми, чтобы каждому автору досталась та сумма вознаграждения, которую он заслужил. Платить кому-то за красивые глаза – не наш принцип.
Суперустройство всех посчитает
– Что представляет собой новая схема?
– Нам подсказали коллеги из международной конфедерации авторских обществ CISAC, что есть продукт испанской компании, которая уже 15 лет на этом рынке, – цифровая платформа Vericast by BMAT. В Европе этот мониторинг востребован больше не авторскими обществами, а самими каналами, которым проще заплатить компании, чем содержать для этого штат. У нас же на телевидении происходит так: нам предоставляют готовый отчет, никакой сверки никогда не было, мы не проверяли достоверность этой информации.
Переход на цифровой продукт – это требования не мои, а времени. Технически продукт полностью соответствуют всем требованиям. Равных ему пока нет, но мы продолжаем работу в этом направлении, в том числе по изучению рынка.
– И как выглядит этот высокотехнологичный мониторинг?
– Простейшим образом. Предварительно мы тестировали пилотную версию по согласованию в некоторых кафе и телекомпаниях, программа всё считывала – отчеты были достоверны. Теперь в цифровой продукт занесены все телеканалы, можно отслеживать, какую музыку там использовали, появилась возможность определить, есть ли у казахстанских треков присвоенные международные коды, так как программа имеет привязку к ним.
Мы формируем отчеты с помощью этой программы с 1 февраля 2020 года. У BMAT на территории Казахстана есть вся необходимая техническая составляющая, которая может считывать информацию у пользователя (имеются в виду телевидение и радио), проделывается это посредством двух вариантов. Первый: считывание происходит в открытом доступе через Интернет с учетом отсутствия геоблокировки (это территориальная блокировка, которая устанавливается самим пользователем). Сейчас мы полноценно мониторим тех, кто есть в открытом доступе в Интернете. Искусство – в массы, гонорар – в кассу
Для тех, кто имеет геоблокировку, используется другой способ: устанавливается специальное оборудование, стоит мощный блок питания, который отвечает за то, чтобы сигнал не был потерян. Но, пока для нас готовили технику, началось распространение коронавируса. 21 апреля мы наконец получили сервер, энкодер и антенну.
Работа с пользователем у нас сейчас формируется в следующем режиме: мы предоставляем отчет каналу, они в течение 15 дней его согласовывают. Это с очень большим объемом excel-документы, где информация разнесена по полочкам: трек, наименование, жанр, год, исполнение, автор, лейбл, международный код и т. д.
Мы платим за мониторинг одного телеканала – 80 евро в месяц, за радио – 60 евро.
Если сумма договора у нас не окупает расходы, которые мы понесем на оплату мониторинга, тогда заключаем договор на старых условиях, пользователь представляет отчет, собранный вручную. Если канал крупный, там выходит вполне обоснованная сумма, чтобы взять этот вид расходов на себя.
Сейчас у нас порядка 24 телеканалов и радио, которые находятся в нашей программе. По сути, ТВ и радио давно были готовы, но на территории Казахстана не было такого предложения. Посмотрим, каков будет спрос, но даже с точки зрения экономики это выгоднее и удобнее, чем содержать сотрудника.
Еще когда мы проводили мониторинг в тестовом режиме, столкнулись с другой проблемой. Когда формируешь отчет, весь казахстанский контент не имеет лейбла и определяется программой как “неизвестный”. Чтобы наши треки были идентифицированы в отчете, есть такое понятие, как метаданные, это сопутствующая информация (наименование, исполнитель, автор, год, лейбл, альбом), которая заносится в платформу. Плюс должен быть прикреплен эталонный трек. Эталонный – значит высокого качества, без помех, без ремиксов. Этой большой кропотливой работой у нас сейчас занимается Адиль ЖАМБАКИЕВ. Речь обо всем казахстанском репертуаре, который имеется в наличии и активно используется. Уже порядка 2 000 треков занесено.
Мониторинг через сотовый
– Как будет отслеживаться соблюдение авторских прав на предприятиях общественного питания?
– Наша первостепенная задача – это мониторинг телевидения и радио, они в приоритете, потому что объемы отчетности у них очень большие. Мы тестировали оборудование для “HoReCa Казахстан” в четырех кафе Алматы через мобильное приложение. Результат показал 100-процентную идентификацию всех треков. Удобство в том, что настраивается геолокация в рамках одного кафе, то есть если телефон выходит за его пределы, приложение перестает считывать информацию.
Есть еще два вида оборудования для считывания информации. Один питается из Интернета, если музыка играется из Сети, он передает туда данные. Либо оборудование со звукозаписывающим устройством крепится к столу, к стене и записывает всё круглосуточно. В этом отношении необходимо провести большую работу с кафе и ресторанами.
Но здесь есть одна особенность по части финансов. У нас, согласно ставкам, кафе и рестораны платят самую минимальную плату – в среднем 5 МРП в месяц, а мониторинг обходится дорого. Поэтому мы хотим найти другое решение для них. Скорее всего, это будет какой-то из российских продуктов, финансово более подходящий для данного направления.
АЛМАТЫ