Новый общественный договор: требование времени - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Новый общественный договор: требование времени

Новый общественный договор: требование времени

На сегодняшний день в стране необходима фундаментальная трансформация существующих каналов взаимодействия граждан с государственным аппаратом, с точки зрения повышения их эффективности.

  • 19 Мая 2020
  • 16887
Фото - Caravan.kz

Своим мнением на этот счет с медиа-порталом Caravan.kz поделилась Айман Жусупова, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы.

"По мнению авторов проекта, проведенного Институтом мировой экономики и политики, в кооперации с казахстанскими и зарубежными экспертами, на сегодняшний день в стране необходима фундаментальная трансформация существующих каналов взаимодействия граждан с государственным аппаратом, с точки зрения повышения их эффективности.

С чем связано подобное видение ситуации? Речь идет не только о казахстанских, но в целом о глобальных мегатрендах. В их числе рост неопределенности, высокая скорость изменений, определенный переход к децентрализации, растущий запрос на репрезентацию, участие общества и бизнеса в формировании и реализации государственной политики.

Эти факторы в определенной степени являются следствием инфокоммуникационной революции, которая проходила последние десятилетия. Рост доступности интернета, социальных сетей, повышение социального капитала неизбежно приводил к росту популизма, представленности популистских партий в парламентах на новых выборах. Речь также идет о кризисе доверия к властным институтам, росту протестных настроений, которые связаны, в том числе, поколенческим разрывом, когда молодежь живет в новых реалиях.

В Казахстане эти тренды дополняются местной спецификой — доминировании короткой повестки в управленческих решениях, нацеленности на быстрые победы при принятии больших решений, громоздкости системы государственного управления, которая уже не позволяет оперативно реагировать на возникающие вызовы, низкий уровень технологичности и цифровизации госаппарата.

Отдельно, относительно госаппарата, исследователи отмечают, что на основе анализа его нормативно-правовой базы, текущих функций, становится очевидной избыточность и дублирование 6,7 тыс. госфункций.

Все эти факторы, по мнению авторов проекта, свидетельствуют о том, что предыдущие общественные договоры близки к исчерпанию, поскольку как в развитых странах с рыночной экономикой, с развитой электоральной демократией, так и в других странах, текущая ситуация ведет к росту неравенства и повсеместному росту запроса на справедливость.

В этом ключе, исследователи поддерживают предложенную Президентом страны, Касым-Жомартом Токаевым концепцию «слышащего государства», предусматривающую значительно большее участие общества и граждан в определении реализуемой политики, нацеленности на оперативное и эффективное реагирование власти на конструктивные запросы граждан.

В рамках исследовательского проекта, была поставлена задача сформулировать текущий общественный договор и возможные контуры нового общественного договора.

В целом, теория общественного договора имеет большую научную основу. Исследователи отталкивались от определения Александра Аузана, что общественный договор – это обмен ожиданиями по поводу основных прав собственности, свободы, общественных благ и тем самым, характера и структуры государства.

Одним возможных сценариев того, каким бы мог быть желаемый общественный договор, по мнению авторов проекта, является замена  понимания государства как «получателя ренты» к государству граждан. Здесь речь идет о том, что граждане, выплачивая налоги, также участвуют в процессах управления государством. 

На сегодняшний день, по мнению экономистов, авторов проекта, специфика Казахстана заключается в том, что 90% налогов в бюджет и в Нацфонд платят 5 тысяч крупных компаний. Тогда как рядовые граждане практически не идентифицируют себя как налогоплательщики, имеет место  высокий уровень уклонения от уплаты налогов и высокая терпимость к этому явлению. В этом ключе доминирует восприятие роли государства как получателя, реципиента, который должен обеспечить базовые функции, неся за все ответственность. Тогда как ответственность гражданина ограничивается практически соблюдением базовых законов, но никак не участием в формировании бюджета. По мнению исследователей, это очень серьезное отличие специфики казахстанского общества от обществ в развитых странах.

В рамках исследования, авторы, изучая вопрос о том, кто может выступить условными акторами общественного договора по различным стратам, пришли к выводу о том, что основной самый многочисленный актор, наемные работники в частном секторе и в квазигосударственном секторе, практически не представлены в общественно-политической дискуссии. Это, связано, в том числе и с тем, что профсоюзы, не имеют той массы и того авторитета, который они имеют в других странах. Тогда как те запросы, которые транслируются в социальных сетях, в общественно-политическом поле, имеют мало общего с тем, какие интересы могут быть у условного среднего класса.

В этом ключе, в исследовании была предпринята попытка определить детальную композицию запросов общества, государственной власти и запроса финансово-промышленных групп, как одного из самых влиятельных акторов общественного договора, который практически во всех странах определяет его контуры и специфику.

Исследователи отмечают, что возможно новый общественный договор нужно строить на стыке того, что у общества есть запрос на справедливость, общественно-политическую модернизацию и более привлекательный образ будущего. Соответственно, от властных элит, есть запрос на преемственность политического курса, определенную институционализацию, внедрение меритократии. Тогда как запросы финансово-промышленных групп – это неприкосновенность частной собственности, сохранение капитала, а также представленность своих интересов в измененном общественно-политическом поле страны.

В своей работе, исследователи, брали в учет текущую ситуацию в стране, связанную, в том числе, с высоким уровнем закредитованности населения, проблемы, связанные с уровнем доверия граждан к государству и гражданскому сектору, недостаток среднего класса, ограниченные конкурентные возможности для МСБ в результате высокой доли участия, доминирования государственных предприятий в экономике.

Видением коллектива авторов проекта образа будущего Казахстана в 2025 г. является государство с восстановленным доверием через модернизацию общественного сознания, с определенным равенством граждан через развитие среднего класса и личной ответственностью за благополучие, устойчивой экономикой через децентрализацию регионов и вовлечение всех крупных игроков в формирование и реализацию всех государственных политик и инициатив.

Исследователи полагают, что для достижения этого желаемого образа, необходимо менять парадигму. В свете новых вызовов, когда экономика уже сформировалась и установились государственные институты, фокус политики должен смещаться в сторону граждан, на социальную сферу. Граждане должны участвовать и должны быть в центре государственной политики.

По мнению авторов проекта, необходимо установить прочные взаимовыгодные связи между основными участниками общественного договора — властью и МСБ, гражданами и государством, бизнесом, крупными предприятиями", — считает Жусупова.