«Девять гробов в одной машине» - работники ритуальных услуг рассказали страшные подробности о перевозке трупов во время карантина - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Девять гробов в одной машине» - работники ритуальных услуг рассказали страшные подробности о перевозке трупов во время карантина

«Девять гробов в одной машине» - работники ритуальных услуг рассказали страшные подробности о перевозке трупов во время карантина

Герои историй захотели сохранить анонимность, поэтому их имена в тексте заменили.

  • 18 Мая 2020
  • 32058
Фото - Caravan.kz

Два работника сферы ритуальных услуг из Алматы рассказали корреспонденту Сaravan.kz, что для них изменилось во время карантина.

Яков занимается перевозкой тел (груз 200) по городам Казахстана и в другие страны.

— В основном отвозим на запад, в Россию и на Украину, на восток стараемся не ездить, потому что очень плохие дороги, цена от этого выше, — начинает наш разговор Яков. — В других странах у меня есть машины на той стороне, сотрудничаю с заграничными фирмами. Когда у меня есть заказ, довожу до актюбинской или уральской границы, попадаю на нейтральную территорию, перегружаю тело и уезжаю.

— Сколько времени тело может провести в дороге и не испортиться?

— В последний раз ехало трое суток, и при хорошей бальзамации это нормально. При плохой – нет. Недавно был скандал: отвозили в Армению тело знаменитого шахматиста. Отправляли из нашего судебного морга, взяли хорошие деньги, а тело попало в Москву к моим парням, и они ужаснулись. Всё пришлось переделывать и только потом везти в Армению. Всё из-за безалаберных бальзаматоров. Чтобы найти хорошего, нужно обращаться не к тем, которые работают при моргах, иначе потом концов не найдёшь. Лучше к частным.

— Как изменилась ваша работа с введением карантина?

— На границах проблемы. В последний раз, когда возили на Украину, вышло нормально, а в Россию пробиваемся с боем. Как-то стояли двенадцать часов, пограничники не пускали тело своего же гражданина. С горем пополам перегружаемся на третьи машины, грузовики и переправляем в Россию. В Астане тоже дурдом, по четыре часа транзитом стоишь, и никому не важно, похороны или не похороны.

— Как изменилось настроение клиентов?

— У людей туго с деньгами, а переправка тел недешёвая. Мы не поднимали цены, как исполнители по машине, но агентства могли эти сделать. Изменилась ситуация с сопровождением. Я стараюсь не брать с собой родственников, а только тело, но бывает, приходится. Это обычно мусульмане, им положено, а теперь они застревают в другом городе. В марте после карантина отвозил в Петропавловск, и со мной были три клиента. Я их предупреждал, что они обратно не уедут, так и вышло – больше месяца после этого там сидели. Недавно звонит клиентка и говорит, что в другом городе у неё умерла мама, просит отвезти на похороны. Но мы не можем за такое браться, нас же пропускают только из-за груза 200, а когда обратно едем, никого не берём, хотя люди просят, голосуют, на середину дороги иногда выходят. Никто по трассе не берёт пассажиров. Зато проблем с проверками нет: люди относятся с пониманием, может, из-за суеверия. Иногда даже не смотрят, что в машине.

— Как часто вам заказывают отвезти тело на кремацию?

— В Казахстане крематории запрещены, поэтому вожу в Новосибирск. В этом году с января по март у меня было семь поездок, последняя как раз вечером 16 марта. Обычно в год в Алматы 15-20 заказов, это очень мало. Во время карантина это вообще невозможно – нужна категория C, чтобы пускали в Россию. Если нанимать вторую машину, цена станет ещё выше, а кремация и без того недешёвая.

— Почему вы выбрали такую работу?

— Работаю давно, с 2004 года, лет десять мотаюсь по межгороду. Однажды съездил с другом на машине в Семей и заразился дорогой, как дальнобойщик. Дня через три, когда приехал из рейса, снова руки чешутся. Но многие другие работают в этой сфере потому, что заказы получаются крупные и стоят больше, чем внутри одного города.

Альберт занимается не только грузом 200, но и ритуальными услугами по Алматы.

— С какими трудностями вы сталкивались до карантина?

— Ну, например, иногда клиенты нам звонят, договариваются, а когда человек уже умирает, к ним приезжают другие ритуальные услуги, и выбирают их. Часть компаний покупает информацию об умерших в скорой помощи или в полиции и приезжает раньше, а мы только по вызову работаем. Такие услуги в три раза дороже, у нас минимальный комплекс 45 тысяч тенге, а у них 150 тысяч то же самое. Такие фирмы накидывают цену, потому что нужно отбить сумму, которую отдали за информацию, и клиенты платят больше.

— Как изменилась ваша работа с введением карантина?

— Теперь выполнение одного заказа занимает не полдня, как обычно, а двое-трое суток. Нужно ждать результата на коронавирус, поэтому процесс удлиняется. Ещё сейчас совсем немного людей приходит на похороны, а раньше за нами иногда ехали двадцать машин. С перевозкой тел в другие страны тоже проблемы: приходится по каждой стороне везти разным людям. Перегружаться можно теперь только на нейтральной зоне. Хорошо, что знаем и сотрудничаем со многими российскими ритуальными компаниями. Мне недавно прислали фотографию, на которой девять цинковых гробов в одной машине – в Грузию перевозили.

— Ваши цены изменились во время карантина?

— Только на междугородные перевозки, потому что раньше отправляли самолётом. И теперь я понимаю, что это было очень дёшево. А на автомобиле 3-4 тысячи километров получается дорого, всегда с машиной так на больших расстояниях. К тому же на двух сторонах работают две разные машины.

— Что ещё изменилось для клиентов?

— Раньше мы доезжали до пункта назначения и оставляли сопровождение вместе с телом, а теперь сразу договариваемся о том, как повезём назад. Ждём день, пока пройдут похороны, потому что по-другому клиенты не уедут. В остальном всё — как раньше, у нас даже количество заказов осталось примерно тем же.

Напомним, недавно алматинец поведал, как хоронил отца во время карантина.