Допустим, вы отравились чем-то гадким в ресторане. Попали в ДТП – сломали руку или оторвало ногу. На вас рухнула пальма, укусил верблюд, а цунами уволок вашу тещу в море. И всё это случилось во время отдыха за границей. Конечно, страховая компания в какой-то мере возместит вам понесенный ущерб. Это прописано в договоре, который турист подписывает с турагентством. А если вы подхватили коронавирус?
На прошлой неделе глава турагентства Земфира ТАТАРОВА отправила письмо в министерство культуры и спорта. Суть: я не могу отправлять своих клиентов на отдых, пока в мире свирепствует COVID-19. Рано или поздно сезон откроется. У меня с 16 марта куча отложенных вылетов – до июля – августа. Люди все еще надеются на путешествия. Но в договорах – ни одного слова об опасности подхватить вирус. Страховщики и туроператоры об этом молчат. Эту заразу не страхуют! И кто будет отвечать, если что? А вдруг турист вообще умрет?
– Земфира, давайте разложим проблему по полочкам.
– Давайте. Первый пример. Если у вас перед вылетом обнаружили COVID-19 – вас снимут с рейса. У нас практически все авиарейсы – чартеры. Человек не улетел – деньги не-воз-врат-ны-е! Тур не состоялся, деньги сгорели. Точка! Он мог копить несколько лет эти 3–5 тысяч долларов на семейный отпуск на пляжах. Но мы, операторы, не можем отвечать за то, что этот гражданин и его семья попали в такую ситуацию. Потом он вылечится, придет ко мне: верните деньги! А я должна сказать ему: извините, вы сами виноваты? Ваши деньги я отдала туроператорам. У меня остается только маленький процент. Сейчас, когда вся наша отрасль “просела”, все хотят хоть как-то заработать. Сейчас мы, агенты, точно не в одной лодке с операторами. Раньше я делала страховку от невылета – ответственность несли страховщики. Но ситуация кардинально изменилась.
– Второй пример – ваш клиент подхватил инфекцию на отдыхе.
– Туроператоры, авиаперевозчики, хозяева гостиниц и мы, турагенты, за это не отвечаем. В договорах с клиентами об этом риске – ни слова! Поэтому в своем обращении к министерству я предлагаю включить эту заразу в страховой список. Если этого не будет, кто будет отвечать за здоровье путешественников? За чей счет будет “банкет”? Подключение аппарата искусственной вентиляции легких, прочие процедуры в реанимации – это 40–50 тысяч евро! Туроператоры считают, что это не их проблема. Государство тоже не станет отвечать за это. А где рядовой казахстанец найдет такую сумму? Но выбивать ее он придет ко мне!
– Ваши клиенты к вам сейчас обращаются?
– Несколько. Пока только интересуются: когда можно будет? У меня один ответ: ждите. Если операторы продолжают продавать туры – я даже не знаю, как это назвать. Конечно, люди оценивают ситуацию, видят риски. Но в договоре должна быть строка – страхование на случай заболевания этим ковидом. Страхование от COVID-19: сколько получат заболевшие
– А что говорят ваши коллеги?
– Меня уже назвали паникершей и истеричкой. Говорят: Земфира, на фига ты подняла эту тему? Только людей раздражаешь! Рано или поздно этот карантин закончится. А контракты останутся прежними? Осенью прогнозируют вторую волну пандемии. У меня юридическое образование, я понимаю, какие могут быть последствия. В то же время операторы, турагенты, отели, авиакомпании, страховщики делают вид, что ничего страшного не произойдет? Я больше скажу: если не будет такой страховки, мы можем получить тысячи туристов, которые не смогут расплатиться за карантин и лечение за границей.
– Вы закрыли туры 16 марта. Все клиенты вашего агентства вернулись домой здоровыми?
– Один молодой человек прилетел из Стамбула регулярным рейсом. В самолете с ним был заболевший. И человека закрыли на карантин. Кто в этой ситуации виноват? Если не будет страховки от инфекции, путешествия могут превратиться в “рулетку”. Я на этом рынке уже 8 лет и своими клиентами рисковать не собираюсь. У меня хорошая репутация. И еще надо признать, что у всех моих коллег положение сейчас страшное. Почти агония!..
***
Менеджер одного турагентства (фамилию назвать отказался) так прокомментировал слова Татаровой:
– Люди разные. Одни приезжают на отдых с семьей и культурно отдыхают. Другие напиваются до соплей и либо с кем-то подерутся, либо лезут целоваться-обниматься по пьяни. Вот и подхватили инфекцию…
– Но в отелях, на пляжах есть охрана, спасатели.
– Охрана не даст вам утонуть в бассейне. Спасатели – в море… За такую заразу, как коронавирус, они не отвечают… В чем-то Земфира, конечно, права. Тут надо смотреть, что вообще дальше будет, да и в мире никто от этого ковида не страхует. Я не уверен, что сезон откроется даже в июле. Но мне хочется, чтобы мои клиенты всегда возвращались здоровыми и живыми – чтобы еще не раз ко мне обращались.
АЛМАТЫ